ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Март 30, 2022

Третий срок Набиуллиной: новые таргеты

Рейтинг: 0

Автор: Александр Ивантер. Эксперт

Императив экономического развития России на ближайшие годы — формирование внутренних контуров роста, модернизация с опорой на собственные силы, импортозамещение. Действующая модель денежно-кредитной политики ЦБ не соответствует вызовам, а значит, должна быть изменена

Восемнадцатого марта, за неделю до дедлайна по представлению кандидатуры на пост председателя Банка России, президент Владимир Путин предложил Госдуме назначить на новый пятилетний срок действующего главу регулятора — Эльвиру Набиуллину. Предложение будет рассмотрено на пленарном заседании Думы 20 апреля, после заслушивания парламентариями отчета о работе ЦБ.

С почти абсолютной вероятностью кандидатура Набиуллиной будет одобрена — трудно предположить, что депутаты в разгар острейшего геополитического кризиса не поддержат выбор главы государства. А значит, 24 июня начнется третий, последний возможный по закону срок ее председательства.

Прошедшие два срока, с июня 2013 года, вместили так много событий в финансовой жизни страны, что подробный их разбор тянет не на одну монографию. Мы же сфокусируемся на тех решениях ЦБ, которые в наибольшей степени изменили рыночный ландшафт и правила игры на банковском рынке.

С конца 2013 года ЦБ стал мегарегулятором: в сферу его ответственности были включены фондовый рынок, страховщики и НПФ. Анализ решений ЦБ в этой части его функционала выходит за рамки настоящей статьи. Мы сосредоточимся на вопросах банковского надзора и регулирования, развития платежно-расчетной инфраструктуры и денежно-кредитной политики.

Напутствуя нынешнего председателя на работу в высокой должности девять лет назад, мы писали, что перед Эльвирой Набиуллиной стоит задача построить финансовую систему, ориентированную на рост и модернизацию хозяйства страны (см. «Тяжелая эстафетная палочка», № 25 за 2013 год). Сегодня следует признать, что эта сверхзадача так и не решена. Созданы основы суверенной платежно-расчетной системы. Финансовый сектор стал чище и эффективнее, сумел и помог остальной экономике справиться с двумя кризисами и с острой фазой третьего — нынешнего. Но задачу поддержки экономического роста, создания рабочих мест, стимулирования инвестиций в модернизацию и импортозамещение Неглинная по-прежнему считает вторичной, чужой, а зачастую — в картине мира ЦБ — просто опасной.

Когда, как и почему это произошло — тема отдельного, длинного разговора, который приведет нас к истокам ультралиберальной парадигмы строительства и управления рыночным хозяйством, которая возобладала в среде российских реформаторов на сломе эпох тридцать лет назад. За эти годы выросло, выучилось и местами пошло дальше своих учителей следующее поколение чиновников. Внятной фундированной альтернативы действующей парадигмы работы ЦБ в части макроэкономического управления так и не выработано. Да и откуда ей взяться? Полноценная экспертная дискуссия по денежно-кредитной, как, впрочем, и по другим разделам экономической политики также отсутствует.

Остается надеяться, что цивилизационный конфликт с Западом, в который мы вступили месяц назад, заставит ЦБ искать и находить рабочие решения в новой, модернизационной парадигме, что называется, «на марше». Профессионализм Набиуллиной и ее команды не оставляет сомнений, что эта задача им по плечу.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни