ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Ноя. 23, 2021

Магистраль дороже денег

Рейтинг: 0

Автор: Наталья Скорлыгина. Коммерсантъ

ОАО РЖД пытается убедить правительство в необходимости строительства пассажирской высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва—Петербург. Как выяснил “Ъ”, по расчетам монополии, в случае отказа от проекта она потеряет 40 млн тонн грузов в год на этом направлении и не сможет вывезти перспективные грузопотоки в порты Северо-Запада, недополучив 27 млрд руб. в год. Для вывоза грузов, настаивает ОАО РЖД, все равно понадобится развитие железнодорожной инфраструктуры, что обойдется почти в те же деньги, что и ВСМ (1,6 трлн вместо 1,7 трлн руб.). Однако методика расчета этой суммы вызывает сомнения у экспертов.

“Ъ” стали известны аргументы ОАО РЖД в пользу строительства ВСМ Москва—Петербург в комплексе с развитием железнодорожных подходов к портам Северо-Запада. Как следует из документов к состоявшемуся на прошлой неделе совещанию у первого вице-премьера Андрея Белоусова, которые видел “Ъ”, ОАО РЖД ожидает ухудшения основных показателей работы железнодорожного транспорта в случае отказа от ВСМ.

Так, потери провозной способности на подходах в северо-западные порты и недовоз туда грузов могут составить до 40 млн тонн в год, потери в перевозках в Центральном транспортном узле — 15 млн пассажиров в год, в Санкт-Петербургском — до 12 млн пассажиров и до 31 млн тонн грузов в год. Кроме того, может быть не достигнута задача по росту контейнерных перевозок в четыре раза (в 2024 году к уровню 2017 года).

Монополия настаивает, что «без ВСМ проект развития железнодорожной инфраструктуры Северо-Западного региона становится неэффективным».

Неочевидная связь между грузопотоками и пассажирской ВСМ объясняется так: строительство магистрали позволит переключить на нее пассажиропотоки с существующего скоростного направления (с «Сапсанов») и высвободить провозные способности, чтобы обеспечить прирост перевозок в адрес портов Северо-Запада на 67,5 млн тонн к уровню 2020 года, до 220 млн тонн, из них 40 млн тонн — по направлению Петербург—Бологое—Москва.

Проект ВСМ Москва—Петербург предполагает снижение времени перевозки пассажиров между городами до 2 часов 15 минут, закончить стройку планировалось в 2027 году. Правительство утвердило трассу в конце сентября. По финансовой модели стоимость ВСМ составляет 1,7 трлн руб., из них 760,1 млрд руб. предоставляет ОАО РЖД, 470,1 млрд руб.— российские банки, 468,4 млрд руб.— ФНБ. Частично проект предусматривает концессию (на участке Логовежь—Обухово, стоимость — 950,6 млрд руб.). В документе говорится, что средства на ВСМ предусмотрены в инвестпрограмме ОАО РЖД полностью, в июне—августе согласовано выделение средств из ФНБ, а с банками подписан меморандум.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни