«КУРСКАЯ» АНОМАЛИЯ
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Светлана Самоделова, Сергей ВАЛЬЧЕНКО. МК Московский Комсомолец
Экс-командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов спустя 21 год после трагедии в большом интервью, которое он дал РИА «Новости», заявил, что атомная подводная лодка К-141 «Курск» погибла в результате столкновения с субмариной НАТО.
По словам адмирала, 12 августа 2000-го были также зафиксированы сигналы SOS, которые подавал не «Курск», а был использован специальный механизм, который на российских лодках отсутствует. О заявлении отставного адмирала категорично высказался пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков: «Было следствие, следствие пришло к окончательному выводу, поэтому появление каких-то других гипотез не хотим комментировать». Бывший командующий ВМФ России (1997– 2005) адмирал флота Владимир Куроедов в интервью «МК» заявил, что тоже не видит причин для пересмотра официальных выводов правительственной комиссии, завершившей работу в 2002 году. «Собственно, сам адмирал Попов признает, что никаких подтверждений (версии столкновения. — «МК») нет. Как нет фактов и по другим версиям. А по версии, озвученной комиссией, нашлись факты, подтвердившие ее», — сказал адмирал флота. Атомная подлодка «Курск» затонула 12 августа 2000 года в Баренцевом море, в 175 километрах от Североморска, на глубине 108 метров. Правительственная комиссия признала, что «Курск» погиб в результате «теплового взрыва компонентов топлива торпеды» 65–76ПВ. Этот взрыв привел к детонации.
Военный эксперт, капитан 1 ранга Владимир Гундаров, с которым поговорил «МК», увидел в словах адмирала Попова большое количество нестыковок. В августе 2000 года на полигоне Северного флота авианосная многоцелевая группа отрабатывала учебно-боевые задачи, которые ей предстояло решать на боевой службе в Средиземном море. «Выход был назначен на 15 октября 2000 года. Таким образом, и авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», и корабли боевого охранения должны были осуществлять поиск подводного противника и вытеснение его из района действия или с маршрута развертывания авианосной многоцелевой группы. А она, получается, «прошляпила» какую-то иностранную подводную лодку на полигоне боевой подготовки Северного флота. Вот что вытекает из версии Попова».
По мнению Гундарова, рассказывая о том, что иностранная подлодка якобы зализала свои раны и чуть ли не отползла на брюхе, а противолодочные силы флота не предприняли никаких действий, бывший командующий Северным флотом тем самым признает, что полигоны боевой подготовки Северного флота — это проходной двор, где иностранные корабли могут делать все, что им заблагорассудится, а Северный флот в это время спит. Версия о том, что столкновение привело к взрыву на подлодке, по словам Гундарова, не выдерживает критики и с технической точки зрения. «Что это за качество отечественных подлодок, если от удара они взрываются? — задает вопрос Гундаров. — Такого никогда в мире не было, и быть не могло. Вспомним хотя бы последний случай — столкновение американской атомной подлодки Connecticut с подводной горой в Южно-Китайском море. Удар пришелся на торпедный отсек, но ни одна торпеда не взорвалась. И таких примеров десятки, в том числе столкновение нашей атомной подлодки К-276 «Кострома» и американской атомной субмарины Baton Rouge 11 февраля 1992 года вблизи полуострова Рыбачий, в территориальных водах России. И опять обе лодки разошлись своим ходом». Тем не менее версию адмирала Попова поддерживают многие военные моряки. Вот что сказал «МК» капитан 1 ранга, Герой России Юрий Юрченко.
— Мое мнение совпадает с мнением адмирала Попова. Американская и российская подлодки во время учений Северного флота 12 августа 2000 года столкнулись. Об этом знают все подводники. Это было озвучено, когда только-только случилась авария. Сразу было сказано, что на грунте обнаружена иностранная подводная лодка. И потом уже недалеко от нее акустические системы обнаружили «Курск». Произошло столкновение. Это была самая первая версия, и, на мой взгляд, она оказалась правдивой. — Было случайное столкновение или в том числе и торпедирование? — Это было столкновение, но, возможно, было и торпедирование. На американских подводных лодках стоит система, которая включается с выходом из базы, и если идет практическая стрельба, подводная лодка «слышит» шум торпедного залпа — и автоматически применяется оружие вне зависимости от человека. Автоматически производится пуск торпеды на самооборону, на выстрел торпеды. Прокомментировать сказанное «МК» попросил и председателя Общественного совета «Памяти моряков-подводников АПРК «Курск» Софию Дудко. — Для нас это не является новостью, мы изначально знали, что сначала было столкновение, а потом торпедирование «Курска», — говорит София Петровна, у которой 12 августа 2000-го на «Курске» погиб сын, старший помощник командира, капитан 2 ранга Сергей Дудко. — Сразу после гибели подлодки этого никто не скрывал. Как нам сказали, это столкновение было случайным, не секрет, что за учениями Северного флота наблюдали тогда сразу несколько подводных лодок НАТО. После сближения и столкновения командир американской подлодки, видимо, решил, что Геннадий Лячин собирается его торпедировать, поэтому упредил его действия, выпустив по «Курску» торпеду. Нам было сказано, что командир американского атомохода может принимать подобные решения самостоятельно, без доклада Верховному главнокомандующему. Этой версии придерживался тогда заместитель командующего Северным флотом и один из руководителей учений адмирал Михаил Моцак. А потом уже появилась версия-сказка. Мы тогда с Америкой были друзьями. Нельзя было допустить резкого ухудшения отношений, а возможно, и военного конфликта с США. — Эти заявления экс-командующего Северным флотом могут сейчас, на ваш взгляд, что-то изменить? — А что они могут изменить? Ребят ведь не вернешь. Кто хотел знать истину, тот знал ее изначально. Кто не мог тогда озвучить настоящую причину гибели «Курска», думаю, не будет возвращаться к этому и сейчас. — Вы пытались добиться правды? — В самом начале у нас был адвокат Борис Кузнецов. Он предпринимал определенные шаги. В дальнейшем перебрался в Америку и выпустил свою вторую книгу «Она утонула». У меня она есть, мне ее привезли, но я читаю ее с юмором, потому что в эксперты он взял вице-адмирала Валерия Рязанцева, который всю жизнь ревновал Северный флот к Тихоокеанскому, на котором сам служил. Во второй книге Кузнецова американцы уже были ни при чем, их вины в гибели «Курска», по мнению нашего бывшего адвоката, нет. Якобы в том районе не было американских подлодок. — Как вы думаете, почему адмирал Вячеслав Попов поднял сейчас этот вопрос? — Время такое настало, что надо уже говорить правду. Вячеслав Алексеевич уже в возрасте, он сильно болеет. Видимо, считает, что не может уйти, не сказав правду. В 2005 году на французском телевидении был показан фильм режиссера Жан-Мишеля Карре. В своей картине «Курск. Подводная лодка в мутной воде» автор утверждал, что российский атомоход был торпедирован американской подводной лодкой «Мемфис». Согласно версии режиссера, за учениями Северного флота наблюдали с двух американских подводных лодок «Мемфис» и «Толедо». «Толедо» шла в опасной близости под прикрытием «Мемфиса», которая находилась в тени. В какой-то момент произошло столкновение атомохода «Курск» и «Толедо». Якобы было услышано открытие трубы торпедного аппарата «Курска». И чтобы предотвратить выстрел «Курска» по «Толедо», «Мемфис» открыла огонь торпедой Mk-48 по российской подлодке. Эта версия официальным расследованием поддержана не была. И сейчас она поддержана не будет. В этом же уверен и капитан 1 ранга Юрий Юрченко. — После высказываний адмирала Попова последует какая-то реакция? — Ничего не изменится. Есть утвержденная правительством версия, она не будет ни переосмыслена, ни изменена. — Почему именно сейчас все это было озвучено? — Потому что время подошло. С американцами мы уже не дружим. Уже потрачены выделенные ими деньги. Сразу были заложены и построены две лодки. И дома были построены, семьи подводников получили квартиры.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.