В среду Алексей Навальный снова проснется знаменитым, и еще более знаменитым, чем позавчера. Ну не дают о нем забыть россиянам судебные и иные власти, даже когда сам блогер снижает активность и впадает в спячку. Обязательно придумают какой-то инфоповод, который при всем желании невозможно обойти вниманием.
Когда всем надоело следить за вялотекущим делом «Кировлеса» — раз! — и принудительная доставка в суд! Что называется, с оркестром и свитой из десятков сочувствующих. И вот уже Навальный — №1. В минувшие выходные далеко не все заметили, что Явлинский и Жириновский вступили в президентскую гонку. Зато вся страна расслышала, что Навальный начал открывать свои предвыборные штабы с Санкт-Петербурга. А как не услышишь, если он это сказал с трибуны, которую ему предоставил суд, устроив шоу с подпиской о невыезде из кировского отеля «Хилтон».
Ну а в среду мы все будем обсуждать приговор этого суда. Приговор, который вообще-то не имеет никакого значения. «Закрывать» Навального никто не собирается: обвинение просит относительно небольшой условный срок, который еще смягчат адвокаты. А потом защита Навального вновь начнет его оспаривать в ЕСПЧ, где жалобы данного политика рассматриваются без волокиты и в его пользу. Вот вам и еще один грядущий инфоповод, который позволит в обозримой перспективе Алексею Анатольевичу проснуться еще более знаменитым, чем в ближайшую среду.
А в среду он еще раз напомнит свое мнение о том, что согласно Конституции условный срок не препятствует участию в президентских выборах. «Ого! Да он в президенты собирается»! — услышат те, кто этого еще не слышал или подзабыл. А поскольку мнение Навального по этому поводу основано на противоречиях между Конституцией и некоторыми не так давно принятыми ФЗ, то Навальный пойдет в Конституционный суд (уже пообещал это сделать). Вот вам еще одна трибуна — выше некуда. Вот фора на старте президентской кампании, в которой он, безусловно, будет участвовать. Вопрос только в каком качестве: зарегистрированного кандидата или в качестве невинно отстраненного от гонки и вошедшего в группу поддержки другого кандидата. Кстати, второй вариант Алексею, как пиарщику, даже выгоднее. Беспокойства никакого, одни только бонусы: материальные и моральные. С точки зрения моральных бонусов пиарщику борьбы с режимом было бы даже выгоднее немножко посидеть в тюрьме, чтобы стать совсем уж страдальцем-декабристом. Впрочем, именно поэтому сажать Навального никто и не собирается.
Вообще у Алексея сбылась самая безнадежная мечта любого политпиарщика: чтобы из него постоянно делали героя, причем бесплатно, за государственный счет. Вопрос только в том, зачем это государству?
Лично я еще в ноябрьской публикации «Неваляшка Навальный» высказал предположение, что власть хочет обязательно допустить его до выборов президента и даже сделать «главным героем второго плана», дабы кампания, которая завершится в марте 2018 года, не выглядела пресной, а выборы казались более легитимными. Поэтому не буду повторяться.
Скажу лишь, что признаю: у этой позиции есть слабость, которая стала очевидной после включения Явлинского в президентскую гонку. Очевидно, что если кто-то и сможет консолидировать демократические силы вокруг себя, то не Навальный. А значит, на роль усилителя интриги в президентской гонке Алексей Анатольевич не тянет. Скорее уж на противоположную роль: поспособствовать расколу этих сил.
Однако есть другое, более острое мнение относительно массированного пиара Навального за государственный счет. Его высказал в разговоре с «МК» директор Института политических исследований, член Совета по внешней и оборонной политике и доверенное лицо Президента России Сергей Марков:
— Не спорю с тем, что Навального пиарят за государственный счет. Но государству он был бы нужен только для одной цели: укрепления легитимности президентских выборов. Однако эту легитимность укрепляют и Зюганов, и Явлинский, и ряд других ярких общественных оппозиционных фигур, которые примут в этом участие. То есть присутствие Навального возможно, но не критически необходимо. Твердого признания легитимности наших выборов от Запада мы все равно никогда не сможем добиться, потому что они выучили мантру: наши выборы не свободны. И просто не любят Путина. Хотя и там не сомневаются ни секунды, что у Путина есть реальная поддержка абсолютного большинства граждан России.
Поэтому потребность в том, чтобы Навальный обязательно был наверху в президентской гонке, у государства нет, но она есть у некоторых властных элит. В российских элитах есть мощнейшие структуры, которые поддерживают Путина только вслух, а на деле хотели бы создать ему проблемы. И Навальный — это их инструмент, вот они его и продвигают. И зачастую, еще начиная с хождений Навального на Болотную, можно было усмотреть, что эти хождения финансируются бюджетными деньгами.
Та часть российской элиты, которая недовольна тем, что Путин пытается контролировать зарубежные счета политиков и западные инвестиции бизнесменов, бороться с коррупцией, которая недовольна путинскими силовиками, оказывает Навальному огромную поддержку. Они его откровенно продвигают в ключевые СМИ и «в народ». Она хочет насолить Путину, используя Навального в качестве агрессивно атакующей пираньи.