Некоторые учёные считают наше обоняние рудиментом. Если древний человек по нюху находил пищу, определял чужих и своих, ори ентировался на местности, то в современном мире роль обоняния сводится, скорее, к различению нюансов запахов. Но эта способность человека со временем лишь оттачивается, полагает группа учёных из Испании, Великобритании и США. Они обнаружили, что области мозга, которые отвечают за эмоции, память, функцию языка и обоняние, у современного человека на 12% больше, чем у его предков.
ЗАПАХ, ВКУС, СЛУХ, ЗРЕНИЕ
Наши обонятельные ощущения тесно связаны с вкусовыми. Попробуйте зажать нос и на время задержать дыхание – и вкус хорошо знакомого продукта исчезнет либо изменится до неузнаваемости. Именно поэтому многие отмечают, что при насморке любимые блюда уже не кажутся такими приятными. Более того, желание поесть кислого или острого при простуде вызвано как раз дефицитом запахов.
Также чувство сытости притупляет обонятельные способности, а голод, наоборот, обостряет чувствительность к оттенкам аромата. Именно поэтому запах поджаренного лука голодному кажется божественным, но нередко вызывает тошноту у сытого.
В этой крепкой цепочке «вкус – запах» присутствует и слух! Установлено, что слабые звуковые сигналы усиливают чувствительность к ароматам. В свою очередь, запахи, скажем, бензола и гераниола повышают остроту слуха, а вдыхая пары индола, мы, наоборот, будем слышать хуже.
Тесно связано с обонянием и зрение. Например, ароматы бергамотного масла, пиридина и толуола позволяют лучше видеть в сумерках, а запах нашатырного спирта повышает чувствительность глаз. Пахучие вещества влияют и на ощущение цвета: например, аромат камфары делает зрение более восприимчивым к зелёному и менее чувствительным к красному.
ЧЕМ МЫ ПАХНЕМ?
Учёные предполагают, что мы используем парфюм не для того, чтобы изменить наш естественный запах на более приятный, а чтобы подчеркнуть аромат нашего тела и выгодно оттенить его. Как именно пахнет кожа, зависит от типа иммунной системы каждого человека. Иммунные системы двух людей в паре должны не сильно различаться, но и не быть слишком похожими. Считается, что такая комбинация позволяет родить здоровых детей. И золотую середину мы интуитивно находим по запаху. Именно поэтому выбор духов не стоит никому доверять: только вы знаете, как аромат будет выгодно «сидеть» на вашей коже.
КАК МЫ ПРИНЮХИВАЕМСЯ?
Хотите, чтобы ваш запах нравился вашему партнёру? Говорят, и в этом случае путь к сердцу мужчины снова лежит через желудок.
Американский врач Алан Хирш провёл опрос и установил, что запахи говядины и пиццы действуют на многих мужчин, как самый настоящий афродизиак. Для женщин, которые не готовы пахнуть стейком (хотя такие ароматы существуют), есть альтернатива: опрошенные мужчины назвали возбуждающими запахи специй, попкорна, колы, тыквенного пирога и солодки. А из цветочных ароматов – лаванду, ландыш и ваниль, причём последняя больше нравится мужчинам в возрасте.
Запах шоколада, как выяснилось, настраивает мужчин на романтический лад. Испытуемым давали вдыхать этот аромат, а до и после показывали фото одних и тех же девушек. Вдохнувшие запах шоколада мужчины были склонны считать девушек более привлекательными. На восприятие ароматов может влиять страна проживания. В ходе одного исследования французов и франкоговорящих канадцев просили оценивать ароматы. Французам предсказуемо нравилась лаванда, а канадцам – клён. Споры вызвал сладкий аромат растения гаультерии. Во Франции гаультерия часто входит в состав лекарств, а в Канаде её добавляют в конфеты. Соответственно, французам её запах казался неприятным, а канадцам – весьма привлекательным. По этой же причине российские мужчины не оценят запахи тыквенного пирога и солодки, которые нравятся американцам: у нас тыквенные пироги не так популярны, а солодка ассоциируется с сиропом от кашля.
Впрочем, в области ароматов всё индивидуально. Опрос 2000 британцев показал: более чем у половины людей любовь к определённым ароматам сохранилась с детства. Запах роз может ассоциироваться с садом любимой бабушки и вызывать нежность и ностальгию, а может – с похоронами той же бабушки, и тогда его восприятие будет негативным.
ПО ОДНИМ КАНОНАМ
Для парфюмеров связь между обонянием и вкусом – очевидный факт. Например, в стародавние времена при покупке дорогостоящей животной субстанции под названием цибетин (раньше этот секрет виверры широко использовали в парфюмерии, но в наши дни животное под охраной) её приходилось пробовать на вкус для проверки подлинности. Все парфюмеры – тонкие гурманы, любители винных дегустаций и необычных вкусовых сочетаний. Многие из них любят готовить.
Например, потомственный парфюмер Жак Кавалье: «Это хобби очень обогащает мои профессиональные изыскания. Ведь вкус и запах связывает между собой ощущение удовольствия, наслаждения. Мне доставляет удовольствие, например, запах свежих сливок – он может быть очень лёгким, воздушным (как и сами блюда из сливок) или же, напротив, насыщенным, сытным (как, например, крем "шантильи"). Еще я очень люблю аромат томатов. Сделать хороший томатный соус для пасты – всё равно что создать духи: здесь каждый компонент играет не по отдельности, а обра зует с другими некую синергию, гармоничное единство, вызываю щее у нас чувство удовольствия. Можно сказать, что и парфюмерный, и гастрономический шедевры создаются по одним законам. Так, сахар – это как мускус в парфюмерии, нужно добавлять его буквально по капельке, только чтобы оттенить, сделать более ярким вкус. Добавишь много – и он убьёт всё».
Наверняка вы замечали, что летом и зимой предпочитаете пользоваться разным парфюмом, точно так же и в своём меню переходите на другую пищу. Часто летом мы отдаём предпочтение лёгким сладким ароматам и на столе у нас в основном лёгкие блюда, а также сладкие и кисло-сладкие ягоды. Кстати, способность распознавать запахи усиливается в жару, а в холод мы переносим их обилие легче. Для большинства людей ароматы лучше всего ощущаются при температуре воздуха 27–28°С.
ПАРФЮМ ДЛЯ МЯСОЕДОВ
Исследования специа листов International Flavors and Fragrances показывают, что спрос на те или иные ароматы напрямую связан с нашим ежедневным рационом. Как говорит сотрудник организации Лоуренс Рэйбер, «в странах, где едят много мяса (Ближний Восток, США, Латинская Америка...), парфюмерия пользуется очень большой популярностью. Общее правило таково: чем больше мы любим продукты с ярко выраженным вкусом (баранина, зрелый сыр, специи, вино с богатым вкусовым букетом…), тем больше нам нравятся сильные запахи с богатой палитрой аромата».
Отчасти это объясняет удивительный факт: одни и те же духи абсолютно по-разному ощущаются на разных людях. Это связано с тем, что каждый из нас имеет свой собственный фоновый запах кожи и волос и очень большое влияние на него оказывает наше ежедневное меню. Это особенно заметно, когда речь идёт о целых этносах. Например, в арабских странах традиционно употребляют в пищу много специй – лёгкие ароматы там просто не работают. Если взять японцев, у которых основу рациона составляют рыба и морепродукты, то европейские духи на их коже «звучат» совершенно иначе. Им совсем не подходят сладкие ноты. Как правило, они и не востребованы, поскольку люди выбирают духи интуитивно, руководствуясь внутренним чувством гармонии. Парфюмеру приходится принимать это в расчёт.
Мода на путешествия привела к популярности этнической кухни и пробудила интерес к экзотическим ароматам. Зелёный чай, бамбук, тропические фрукты стали излюб ленными мотивами для вдохновения парфюмеров.
Культ Барби породил целую волну сладких, несколько инфантильных ароматов с нотами пралине, карамели, сахарной ваты, попкорна и шоколада. Одновременно появляется спрос на чистые вкусы и ароматы в пику культуре фастфуда с её изобилием искусственных ароматизаторов и усилителей вкуса. Состав таких духов более прост и включает очень небольшое количество ингредиентов, иногда не более двух.