Препарат семаглутид (а именно так называется действующее вещество, которое продается под разными торговыми марками) покорил сердца мечтающих о стройности девушек. Журнал Science назвал его прорывом 2023 года, в научных кругах заговорили о том, что в 2024 году он получит Нобелевскую премию. По социальным сетям разлетелись сторис о чудесных результатах лечения диабета «Оземпиком» (это самое известное лекарство на основе семаглутида) и кроме того – о моментальном похудении без «побочек». А психологи и психиатры задумались о том, какие сюрпризы может принести нам это новое средство. «В мире есть немало людей, которые постоянно заняты похуданием и готовы ради этого идти на жертвы, – замечает психоаналитический психолог Александр Теслер. – Цель остается прежней, а способы меняются: это и тайские таблетки с психостимулятором, подавляющим влечение к еде, и подсаживание яиц гельминтов, якобы способных уничтожать часть съеденных калорий. А теперь и «Оземпик», который используется для снижения веса, хотя разработан он для другого – для лечения диабета второго типа: этот препарат снижает уровень сахара в крови».
Взвесить за и против
Почему семаглутид стал таким популярным у совершенно здоровых, но стремящихся усовершенствовать свою фигуру женщин? Всего одна инъекция в неделю снижает аппетит. «Я ем все, что захочу, безо всяких диет, – радуется 37-летняя Александра, актриса театра, применяющая «Оземпик» в течение трех месяцев. – Иногда могу просто забыть о еде и пропустить обед, голода не возникает. Начала легко подниматься на третий этаж пешком, колени больше не болят». Но не все так уж безоблачно. «Я очень боюсь отменять уколы, – продолжает актриса, – все чаще задумываюсь, что будет с моим весом, если я захочу прекратить. Слышала, что сидеть на «Оземпике» постоянно не рекомендуется, у некоторых возникают проблемы с поджелудочной железой».
Это беспокойство имеет под собой основания, соглашается психиатр, специалист по работе с аддикциями Андрей Шмилович: «Предлагаю тем, кто раздумывает о приеме модного препарата, сначала взвесить все за и против. Семаглутид в самом деле снижает аппетит, а соответственно и вес. Но как только его отменяют, то все возвращается. К тому же ни одно средство для похудения не стоит использовать без дополнительной помощи психолога. Ведь каждый из нас – это не только тело, но и прежде всего личность, психика, сознание, мышление, эмоции. И именно они влияют на наш аппетит, а значит, и на наши жировые отложения. Применять препарат для того, чтобы сбросить 5–7 килограммов, а потом набрать их снова после отмены, мне кажется странно, а для некоторых даже опасно».
Кто находится в зоне риска
Семаглутид не является психотропным веществом, отмечает Андрей Шмилович. У него нет механизма, который может вызвать химическую или наркотическую зависимость. Тем не менее он может вызвать зависимость психическую. В зоне риска находятся те, кто в принципе предрасположен к аддикции, а это около 30–40% жителей разных стран. «У таких людей любое вещество с желанным эффектом, не обязательно эйфоризирующим, может вызвать психическую зависимость», – поясняет психотерапевт. Поэтому в случае длительного применения препарата скорее всего возникнут сложности при его отмене.
Плюсы этого лекарства несомненны – это контроль уровня глюкозы. «Эндокринологи рекомендуют использовать «Оземпик» только по его прямому назначению, – рассказывает Александр Теслер. – И я считаю, что такое применение обоснованно: его прописывает врач, который следит за уровнем сахара в крови пациента и при необходимости меняет дозировку. А вот бесконтрольно применять семаглутид лишь в угоду актуальным стандартам красоты мне кажется нерациональным. Мода на этот способ похудения пройдет, появится новое «волшебное» средство, а психологическую зависимость придется прорабатывать с психотерапевтом». Александр Теслер напоминает, что стандарты красоты часто меняются. Следующий виток, по мнению психотерапевта, – мода на рубенсовских женщин – уже не за горами.