"Россиянам вход запрещен". Нет, такая надпись на учреждаемых правительством магазинах для иностранцев, наверное, вряд ли появится. Ту же мысль можно выразить и более изящно. Взять хотя бы соответствующее правительственное постановление: составителям как-то удалось обойтись без неполиткорректных выражений. Но как ни изощряйся в формулировках, сути дела это не меняет: в России появятся торговые заведения, куда российских граждан, то есть с нами, пускать не будут.
Не верите? Вот вам текст: "Реализация товаров в магазинах беспошлинной торговли для дипломатического корпуса осуществляется только лицам, указанным в пункте 1 настоящих Правил... Магазины... должны осуществлять контрольно-пропускной режим доступа физических лиц в магазин беспошлинной торговли для дипломатического корпуса".
Лица, указанные в пункте 1, это: персонал дипломатических представительств и консульских учреждений, члены семей, а также персонал международных организаций или их представительств.
Предполагается создать два таких магазина: один будет в Москве, другой – в Петербурге. Но фраза: "В одном субъекте РФ располагается один магазин беспошлинной торговли для дипломатического корпуса" – как бы намекает на то, что перечень может быть расширен. Причем специально подчеркивается, что такие магазины "располагаются вне пунктов пропуска товаров через государственную границу РФ". То есть будут далеки от обычных магазинов duty free во всех смыслах.
Напомним, что обычные duty free продают товары по цене, не включающей пошлины, акцизы и НДС, при условии, что эти товары будут вывезены из страны. Посему располагаются они, как правило, в международные аэропортах, морских портах, на железнодорожных вокзалах и пограничных КПП. Ассортимент типичного российского duty free – спиртные напитки, табачные изделия, парфюмерия, косметика, ювелирные украшения, часы, сувениры, кондитерские изделия.
Тут о вывозе из страны нет и речи: купленное будет использоваться здесь и сейчас. Что будут продавать в магазинах для дипломатов, пока не вполне понятно. Сказано лишь, что ассортимент определяется владельцем магазина по согласованию с его учредителем – Главным производственно-коммерческим управлением по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД РФ. Но все указывает на то, ассортимент будет значительно шире стандартного "дьютифривского". Иначе не стоило и огород городить.
"Идеологически очень странное решение, – комментирует в своем телеграм-канале телеведущий Владимир Соловьев. – Дискриминацией попахивает". А в своем прямом эфире добавляет: "Вежливо спрошу: вы не охренели? То есть вы напишете на входе в магазин, что гражданам России вход воспрещен, а гражданам недружественных стран – извольте?"
Никогда не думал, что это скажу, но истина дороже: мастер телепропаганды абсолютно прав. Дискриминацией даже не попахивает, а откровенно смердит. Но начальству в любом случае виднее. Если уж оно решилось на такой шаг, несмотря на все его идейно-политические издержки, очевидные даже для самых верных пропагандистов, – значит, для этого были серьезные основания. Попробуем понять какие.
Интересное мнение на этот счет высказывает эксперт Алексей Баженов, которого цитирует РИА "Новости": "Идея создания магазинов duty free для зарубежных дипломатов направлена на продолжение беспрепятственной работы иностранных дипмиссий в России и не означает возврата к советским магазинам "Березка".
Что касается "Березок", эксперт, пожалуй, прав: отличия тут действительно есть (о них чуть ниже). Но что если он прав и в отношении первого пункта? Что если наше мудрое руководство предвидит такие бедствия, в силу которых обычным порядком, с помощью магазинов, куда пускают и российских граждан, "продолжение беспрепятственной работы иностранных дипмиссий в России" не обеспечить?
Честно говоря, не хотелось бы в это верить. К счастью, есть и более утешительное объяснение. Не секрет, что главный лозунг сегодняшнего дня, наш основной общественно-политический и экономический тренд – это возвращение к традициям, к истокам. Понимаемое во многом и многими, в том числе многими в высоких кабинетах, как "back to USSR".
И вполне возможно, что некое значительное лицо, оглянувшись однажды окрест и с удовлетворением отметив достигнутые успехи, почувствовало, что чего-то в этой картине для полной гармонии не хватает. И тут – эврика! – вспомнило про вышеупомянутые "Березки".
Правда, воспоминание, к сожалению, оказалось неполным. Советские "Березки" при всей их дискриминационной сущности все ж таки не были магазинами только для иностранцев. Основными покупателями, напротив, были советские граждане – те, кому повезло попасть за границу и заработать принимаемую в "Березках" квазивалюту – чеки Внешторгбанка и Внешпосылторга.
Нынешняя схема куда больше напоминает опыт братского Китая. В XIX – начале XX века в крупных городах Поднебесной существовали сеттлменты – обособленные кварталы, где селились иностранцы и где не действовали китайские законы.
В общем, идем мы, похоже, не только back, назад, но еще и чуточку вбок. Идем на Восток...