Россия вымучила победу над Киргизией, забив победный мяч на 89-й минуте. Красиво у мастера стандартов Уткина получилось теперь уже с игры пробить в «девятку» с неродной правой, тут не поспоришь. И со своего клубного тренера он этим голом определенную ношу снял. За результат теперь Валерию Карпину отовсюду не прилетит, и он сможет спокойно и быстро переключиться на подготовку к матчам с «Ахматом» и «Зенитом».
А вот у сборной в целом, в отличие от Уткина, красиво не получилось. Даже во втором тайме, который команда провела лучше и собраннее первого, она создала лишь два голевых момента — еще в одном Комличенко не реализовал выход один на один. Исправившись затем голевым пасом на одноклубника Уткина. Самая обсуждаемая связка в РПЛ, созданная Карпиным на Дону, сработала в обратную сторону: Николай отдал, Даниил забил.
Киргизы в первом тайме были лучше, превзошли россиян по большинству статистических показателей, включая удары с угловыми. Они под бодрый саундтрек своей эмоциональной публики играли в футбол, были увлечены им, знали, чего хотели, — видна работа Александра Крестинина, которому, с учетом уровня мастерства его игроков, безусловный респект.
Карпин, тепло пообщавшийся с ним после матча, отметил: «Киргизия понравилась. Знают, во что играют. Знают, как двигаться». Очень точная характеристика. Сколько раз в первом тайме у киргизских футболистов получались отличные диагонали и вообще передачи на правый край, где провисала зона Кругового. Никакого «автобуса», подстраховка сзади, приличный и продуманный переход от обороны к атаке — все это помогало нивелировать технические огрехи. И голевой удар у Алимардона Шукурова получился на загляденье — техничный, от штанги, без шансов для Матвея Сафонова.
А вот сборная России, такое впечатление, большую часть матча и в особенности в первом тайме просто не понимала, зачем ей это все. Непонятные передачи в никуда и потери на ровном месте, суета и бессмыслица. Чтобы у того же Даниила Глебова отбирали мяч перед его штрафной — в «Ростове» такого просто быть не может! И подобное приключалось почти с каждым. Разве что Александр Соболев до перерыва выглядел самим собой — по-спортивному злым и нацеленным, и есть справедливость в том, что именно он, пусть и с пенальти, сравнял счет (хоть сам 11-метровый из логики игры не вытекал вообще). Во втором тайме таких, как он, было уже побольше — Уткин, Комличенко, Андрей Мостовой, Далер Кузяев.
Сразу девять новичков
Но вообще наши футболисты не смогли увлечь себя игрой. То ли потому, что не готовились к сопернику (Карпин же не скрывал этого), а кто-то, вероятно, даже не счел Киргизию за достойного оппонента. То ли из-за совершенно несыгранного состава с большим количеством новичков. То ли потому, что у них, как и у всех в стране, сейчас совсем другое в головах, и выветрить это даже на время матча не получается.
По теме частичной мобилизации Георгий Джикия (причем без наводящего вопроса) заметил: «Киргизы тоже отвлеклись. Все прекрасно понимают, что происходит». Больше игроки не скажут. Но это вполне ясный месседж. Они находятся не в безвоздушном пространстве. Тем более что, по словам медиадиректора РФС Егора Крецана, при пересечении границы футболистов спрашивали о годности к военной службе, наличии военного билета и т. д.
А окончательно точки над «i» по поводу настроения, с которым сборная России проводила этот матч, расставило интервью Дмитрия Баринова: «Тяжелое время, очень тяжелое. Мысли были нефутбольные в голове. Говорю за себя и за некоторых ребят...»
Но отвлекающие мысли не могут быть оправданием. Если вы занимаетесь своим делом, то должны делать его профессионально и со страстью. Так, как Уткин, ответивший на вопрос об информационном фоне: «Когда выхожу на поле, забываю обо всем. Футбол помогает». При этом он же признал: «Ждали большего. По определенным обстоятельствам это было сделать сложно». Но вы-то, Даниил, в своем дебютном матче за национальную команду сделали!
Кстати, о новичках. Их хватало — с первых минут вышли Данил Круговой, Сергей Бородин, Александр Коваленко, Роман Ежов. После перерыва, кроме Уткина, их заменили Артем Макарчук, Даниил Хлусевич, Максим Глушенков и Александр Сильянов. Сразу девять человек! Понятно, что ожидать от них слаженности, чистых линий, уверенности было сложно. Впервые оказавшись в сборной, нервничать будешь даже против Киргизии. Тем более если тебе 19 лет, как Коваленко. Но хаоса и ошибок на поле все равно было недопустимо много.
Киргизия сейчас 16-я в Азии. Вот так «легко» России было бы туда зайти
Киргизская команда — 95-я в текущем рейтинге ФИФА и 16-я в Азиатской конфедерации. Выше из азиатов — Иран, Япония, Корея (они превосходят и сборную России, пока идущую 35-й), Австралия, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, Ирак, Оман, Узбекистан, Китай, Бахрейн, Иордания, Сирия, Палестина. И при этом у россиян не было почти никакого преимущества, несмотря на то что индивидуально любой игрок нашей сборной превосходит любого игрока сборной Киргизии. Но с системной точки зрения команда Крестинина долго выглядела более цельно.
Это к вопросу о «легкости» Азии, если Россию туда каким-то образом пустят. Чего, почти уверен, не случится. Или отмена российской сборной в официальных соревнованиях включит в себя все континентальные ассоциации, или в случае какого-то изменения нефутбольной ситуации сборную допустят «домой», в Европу. Если, конечно, до того РФС под популистским давлением не допустит в профессиональный футбол клубы из Крыма.
Кстати, матч Киргизия — Россия не зачтен в рейтинг ФИФА. Именно поэтому командам разрешено было делать больше шести замен (Карпин в перерыве заменил всех, кроме Сафонова), и за Киргизию в стартовом составе выступал Одилжон Абдурахманов, а на замену вышел Гулжигит Алыкулов, которые были удалены в предыдущей игре киргизов против Таджикистана. Ощущение, что это была встреча из какой-то параллельной вселенной, от этого факта стало еще сильнее.
...Был в июне 2015 года у сборной России домашний товарищеский матч против Белоруссии. Фабио Капелло выставил на него во многом экспериментальный состав сразу с четырьмя, что по тем временам и для этого тренера было много, новичками, включая трех 19-летних на тот момент футболистов — Александра Головина, Алексея Миранчука и Никиту Чернова. Для каждого из них это было первое появление в футболке национальной команды.
В той развеселой, какой-то не капелловской, игре Россия победила — 4:2, и Головин с Миранчуком, главные наши сейчас легионеры, забили по мячу. Для Капелло эксперимент с белорусами оказался предпоследним матчем. Проиграв в следующей отборочной встрече Евро-2016 Австрии — 0:1, итальянец был отправлен в отставку.
Игра двумя необычными составами со сборной Киргизии тоже может оказаться для Карпина предпоследней — если, конечно, РФС не договорится с командой Боснии и Герцеговины и встреча с Ираном в ноябре окажется единственной. В конце года контракт Карпина истекает, а у него есть «Ростов». Зная Валерия Георгиевича, не понимаю, что может заставить его подписать новое соглашение с командой, которая как минимум в ближайшие полтора года (потому что в жеребьевке отбора к Евро-2024 Россия уже точно не участвует) будет лишена международных соревнований. Он не производит впечатления человека, который сделает что-то для галочки.
И тогда матч с Киргизией останется маленькой точкой в футбольной истории, откуда начнется долгая, надеюсь, карьера многих сборников. Интересно, кого из них ждет в ней самая славная судьба? И ждет ли кого-то? И через сколько времени сборная России вообще на каком-либо официальном уровне сыграет? И если да, то на каком?
Сколько вопросов — а ответы на них пока окутаны густым нефутбольным туманом.