Миф о том, что в России пить стали меньше, который весь прошлый год поддерживал Минздрав и всевозможные общественные организации борьбы за трезвость, не выдержал проверку цифрами. По оценке РАНХиГС, в 2018 году наши соотечественники купили на 7% больше «беленькой», нежели годом ранее. Тенденция тревожная, так как ежегодно от злоупотребления спиртным Россия теряет до 50 тысяч населения. Борьба с алкоголизмом в нашей стране не утихает и Минздрав постоянно отчитывается о достигнутых результатах. Правда, данные различных ведомств, а также независимых экспертов расходятся, что наталкивает на мысль, что в обозримом будущем пьянство так и останется самой болезненной темой для российского населения.
В прошлом году розничные продажи алкоголя в России выросли за счет крепких алкогольных напитков. Теперь соблазн снять нервный стресс именно водкой возникает почти у трети населения страны. Объемы продаж «беленькой» уступают лишь пиву, которое предпочитает примерно 35% россиян. «В условиях высокого уровня алкогольной смертности, увеличение доли крепких напитков в структуре потребления алкоголя, безусловно, является тревожной тенденцией», — отмечают эксперты РАНХиГС.
Крестовый поход против массового потребления алкоголя чиновники объявляют не первый год. Даже не стоит углубляться в советское прошлое времен Михаила Горбачева, когда отвадить население от спиртного пытались за счет вырубки виноградников. Современная систематическая работа по удушению «зеленого змия» началась в середине «нулевых». С тех пор запретили торговлю содержащих градусы напитков вблизи школ и детских садов, поликлиник и больниц, стадионов и домов культуры. Ограничили ее по времени суток — теперь даже бутылку пива можно приобрести только с 8-ми до 23-х часов. Наложили запрет на продажу спиртного подросткам до 18 лет. Создали систему ЕГАИС, позволяющую отслеживать распространение горячительного от завода до прилавка.
В результате, еще три года назад Роспотребнадзор отчитался, что количество больных алкоголизмом снизилась более чем на 10%, доля больных, числящихся в наркологических диспансерах, упала почти на треть, а смертность от всех причин, связанных с употреблением алкоголя, сократилась на четверть. Минздрав же в прошлом году сообщил, что за последние десять лет объем потребляемого в нашей стране алкоголя на душу населения сократился примерно на 40%.
Дальнейшими шагами министерства должен стать новый закон, запрещающий продажу спиртного крепостью выше 16,5% лицам моложе 21 года, а также реализация госконцепции до 2020 года по профилактике алкоголизма среди населения.
Но как же весь этот антиалкогольный позитив соотносится со скупой статистикой от РАНХиГС, свидетельствующей прямо об обратном: пить, по крайней мере, в последний год, стали на Руси больше. И ведь это не единственное подобное свидетельство. Согласно данным компании Nielsen, в 2018 году продажи алкогольной продукции в стране выросли примерно на 5%.
По оценкам аналитического агентства Euromonitor, в год рядовой россиянин в среднем тратит на покупку спиртного не менее 15 тысяч рублей — это почти $430 млрд ежегодно. В мировом рейтинге наша страна на втором месте после Эстонии по доле расходов семейного бюджета на горячительные напитки.
Возникает вопрос — за что или против кого боремся, товарищи? Как считает глава Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз, потребление спиртного с нашей стране за последние 10 лет серьезно изменилась — количество молодых людей в возрасте от 18 до 28 лет сократилось вдвое, однако это поколение пить меньше не переслало. «Они потребляют столько же, но из-за роста количества пожилых людей, которые в силу возраста отказываются от алкоголя, суммарное число пьющего населения сократилось», — разъясняет эксперт.
Подведем итог. Вряд ли государству на руку отказываться от продажи крепкого алкоголя. Торговля горячительным приносит федеральному бюджету до 300 млрд рублей от акцизов и других фискальных сборов. Сократить эту сумму в угоду здоровья населения можно. Только ведь придется синхронно увеличивать другие налоги, чтобы не было дефицита бюджета. Кроме того, в результате запретов люди пить алкоголь не прекратят. Более того, запретный плод становится только слаще. Свежая статистика о росте продаж водки и пива пьянит, но не опьяняет.