ТОП 10 лучших статей российской прессы за Апрель 10, 2019
Изолированная Россия: кто и зачем живет в деревнях и селах, куда ни пройти ни проехать
Автор: Мария Шер. Комсомольская Правда. Москва
На российское бездорожье - то есть места, куда в распутицу не проехать ни одним видом транспорта, приходится по меньшей мере 40% деревень и сел (по оценкам профессора НИУ ВШЭ Юрия Плюснина). Корреспондент «КП» посетила семь таких селений в Костромской области и пришла к выводу: в отличие от других русских деревень эти вымирать не собираются, а живут в них не только одинокие старики, но и очень даже инициативные и предприимчивые люди.
Мое знакомство с жителями изолированных сел начинается в 400 км к северо-востоку от Костромы, в окрестностях города Кологрива.
Все те 40 км, что отделяют Черменино от райцентра, мы движемся по трассе почти в полном одиночестве. Редкие машины - исключительно груженые лесовозы и исключительно по встречной полосе - едут «оттуда».
«Туда» - только мы
«Это хорошо, что еще холодно», - утешительно комментирует мой проводник Олег. Как потеплеет, проехать сюда практически невозможно: дорогу то и дело размывает, а что не доделали дожди, довершают лесовозы - тяжелые, по 20 и более тонн тягачи проворачивают остатки ветхого покрытия до состояния фарша.
Внедорожник сворачивает на неприметный съезд с указателем - мы въезжаем в Черменино. Олег тормозит у вытянутого одноэтажного барака на две квартиры.
Откуда не сбежать
Плотник, столяр, мастер резьбы по дереву и знаток деревянного зодчества Александр Большаков родился в подмосковной Истре, большую часть жизни проработал в Москве, преподавал свое ремесло, держал мастерскую в самом центре - в двух минутах от метро «Кропоткинская».
Но в 2011-м решил перебраться обратно в деревню. «Так и осел в Черменине», - сквозь густющую седую бороду улыбается он. И о переезде не жалеет - возрождает народное творчество и промыслы. Ложки, обереги, посуду и иную домашнюю утварь, сделанную по раскопанным Большаковым старинным образцам, охотно берут в Москве и других городах. С доставкой проблем тоже нет, заказы покупателям мастер отправляет по почте - она в Черменине еще есть, работает раз в неделю.
Большаков своей жизнью в непролазной дыре на несколько десятков человек вполне доволен. Только при упоминании числа жителей деревни Александр Владимирович поправляет меня - не 85 человек, а только 20.
Остальные 65 - обитатели двухэтажного строения за сеткой. Три года назад сюда перевезли психоневрологическое отделение Кологривского дома престарелых и инвалидов.
- Почему именно сюда? Дык потому что, присмотрись, они без решеток там сидят даже, без охраны. Бежать отсюда некуда.
Не жить, а выжить
Бездорожье в удаленных районах Костромской области царило испокон веков, с небольшим просветом цивилизации, пришедшемся на советские поствоенные годы. Сегодня же истинным хозяином этих мест, как и тысячу лет назад, остается вовсе не человек, а непроходимый черный черемисский лес, протянувшийся на 1200 километров с севера на юг и на 600 - с востока на запад.
В райцентр нет железнодорожных путей, ближайшая станция к нему - Мантурово - в 60 км отсюда. Дороги областного значения, что соединяют местные села с Кологривом, бывают недоступны иной раз целыми неделями, особенно в весеннюю и осеннюю распутицы. До отдаленных селений зачастую не проехать и зимой, если не расчищена дорога.
Ни сам город, ни десятки сел и деревень вокруг него даже не газифицированы.
Поддержкой государства местные жители вообще едва ли могут похвастать, хотя две трети населения здесь - пенсионеры и бюджетники.
То же Черменино от появления дома престарелых должно было получить если не новую жизнь, то хотя бы второе дыхание. Так во всяком случае уверяло начальство.
На деле никакой поддержки: ни обещанных дополнительных фельдшеров и врачей, ни главного - машин, которые так нужны селу, где живет два десятка пожилых людей, почти отрезанных от цивилизации, - так и не появилось.
Но цивилизация идет: пенсионеров и льготников в районе поголовно переводят на банковские карточки, и им приходится добираться (если погода позволяет) в Кологрив до единственного на весь район банкомата. Хоть смейся, хоть плачь.
И если по теплу основная беда этих мест - как проехать, то в зимние полгода - чем топиться и на что. Тем не менее, пока одни жалуются на отсутствие газа и центрального отопления, другие видят в этом свои преимущества.
- За 7 - 10 тысяч можно приобрести лесовоз на 25 - 27 кубов колотых дров, которыми семья может топиться 10 - 12 месяцев. А если бы газ был, то на отопление ей за то же время уходило бы 30 - 40 тыс. руб, - говорит один из местных жителей.
Впрочем, мнения о том, выгодно ли топить дровами, или лучше, чтобы был газ, у жителей удаленных поселений разнятся.
- В последние пару лет с дровами совсем туго. Заготавливают ведь частники, а им то «Платон» ввели, то бензин повысили, то НДС. Вот и взлетели цены на треть, а в этом году нашим лесорубам аренду земли на 40% задрали, а значит, еще на них подорожает! - негодует один из жителей села Вохма, центра самого северо-восточного района области.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.