После обновления экспозиции открылась выставка «Дачное Царицыно». История жизни на лоне природы будет интересна всем тем, кто и сейчас обустраивает свое скромное поместье в шесть или более соток. Работая за городом на удаленке, москвичи оказались в непосредственной близости к любимым садам-огородам.
Когда-то Российская империя славилась своими сортами яблок, разносортицей дивных садовых кустов. Однако потом, после большой трагедии 1917 года, как любит повторять кандидат биологических наук Виктор Горячев, генеральный директор студии ландшафтного дизайна, холодные зимы 1920-х годов нанесли огромный удар по царским сортам, выморозив их, а заодно, из-за отсутствия отопления в домах, уничтожив и все комнатные растения дореволюционных времен. Затем было еще несколько климатических ударов, унесших «жизни» мичуринских разработок, ну а уж в послевоенные годы на приусадебных участках росла исключительно картошка, помогающая людям выживать.
— Когда мой дед начал сажать в Ильинском пионы, люди крутили пальцем у виска, — вспоминает Виктор Николаевич. — Но потом пионы эти волшебным образом распространились повсюду. Тягу к прекрасному никто не отменял!
И это правда. Вот и сегодня, после многолетней «огородной экспансии» даже на шестисоточные участки проникает садовый дизайн — повсеместно делаются попытки «сделать красиво». Статистика утверждает, что за последние 5–7 лет спрос на красивые ландшафтные проекты и декоративные растения вырос в разы. И даже когда российская экономика переживает спад, россияне экономят на чем угодно, но не на благоустройстве своих садов и садовых домиков. По подсчетам одного из гипермаркетов, ориентированных на продажу товаров для загородных домов, 40 процентов дачников за период самоизоляции увеличили эту статью расходов.
— Когда-то на дачах все было занято грядками, потом все распахали под газоны, сегодня отчетливо прослеживается тенденция: люди хотят не только иметь к обеду свою «зеленушку», но и «творят красоту», — делится наблюдениями Виктор Горячев. — На больших участках стараются разбить подобие дворцовых ландшафтов в стиле английских запущенных или регулярных французских парков, устраивают уголки японского сада камней, сады мхов или коряг, обращаются к этномодерну. Но все же по большей части у населения в пользовании от 6 до 15 соток, так что фантазию проявляют там. Перголы с цветущими растениями, беседки, пара-тройка яблонь, грядки и цветы, пруд — обычно участки выглядят так. При этом главное направление в смысле садовой идеи я бы сформулировал так: люди пытаются устроить садовый конвейер с непрерывным цветением сменяющих друг друга растений, но стараются высаживать те растения, заботиться о которых нужно минимально. А еще сад должен быть зеленым круглый год. Благо предлагаемый набор хвойных растений это позволяет.
Именно поэтому, объясняет биолог, из наших садов почти ушли культуры более сложные, всякие гладиолусы и георгины, а на смену им пришли менее трудозатратные — проверенные временем ранние крокусы, нарциссы, тюльпаны, пионы, лилейники, разные группы лилий, роз и, конечно же, невероятно разнообразные красавицы хосты и гортензии.
«Мутная вода»
Постсоветская Россия, все же не полностью растерявшая свое селекционное наследие и справедливо гордящаяся садоводами и семеноводами, оказалась «взятой в полон» импортными растениями.
— В иных случаях покупка импортных саженцев сегодня оправданна, — полагает биолог Михаил Краснов. — Могу вызвать шквал неодобрения, но как вы бы повели себя, если, скажем, немецкие питомники крупномеров предлагают саженцы практически по той же цене, что и подмосковные хозяйства, но, в отличие от последних, подписывают гарантийные документы на многие годы вперед, по которым, случись что-то с деревом, его тут же бесплатно заменят на новое? Да, эта отрасль у нас развивается. В ней есть настоящие подвижники, опытные ученые, среди растениеводов блистают настоящие звезды! Но в целом, увы, ситуация в питомниках далека от совершенства, скажем так. И прохиндеев вокруг этой отрасли крутится очень много… За последние годы российские производители совершили гигантское усилие, чтобы несколько изменить соотношение отечественного товара с импортным, за несколько лет увеличив в том числе производство плодовых кустарников и деревьев как минимум в пять раз.
Время скорректировало и иные шероховатости: неэффективные хозяйства канули в Лету, а на смену зеленхозам пришли питомники, борющиеся за честь своих имен. И кое-что уже получилось. Но у нас во всем свой путь. Тут тоже!
— Стихийных рыночков у дорог у нас уже нет, зато появились другие, уже официальные садовые центры и иже с ними. Но что там продается — большой вопрос, — рассказывает Горячев.
И это правда. Беглый проход по такому рынку подарит массу впечатлений любому человеку, не только влюбленному в сад-огород. Останавливаюсь на Минском шоссе неподалеку от Москвы. Чего только нет! Вот абрикосы подмосковные, вот персики и «черешня наливная». Воткнешь сучок, и через несколько лет упадет тебе в ладонь при сходе с крыльца источающий дивный аромат «свойский» фрукт.
— Да-да, есть абрикосы подмосковные сейчас, правда. Можете вырастить… штучек пять за сезон. Они, может, и зимостойкие, но цветут рано, потому и страдают. Если соберетесь выбрасывать деньги, не забудьте прикупить ананас или подмосковные бананы, ныне активно внедряемую азимину, — без тени улыбки, но с издевкой комментирует сладкие девичьи мечты Виктор Горячев. — Все найдут! Верно. Если прогуляться по рыночку с пристрастием, открывается масса интересного. Колонновидные яблони и груши, черешни, абрикосы, упомянутые персики, малиновые «деревья» и земляника с трехметровыми ампельными побегами, какие-то невероятные розы — их предлагают масса никому не известных компаний и компашек. Статьи серьезных садоводов и ученых если и существуют, то в низкотиражных специальных изданиях, а до потребителя, заглушая голос разума, доходит яркая реклама интернет-магазинов.
— В том и беда, — констатирует Михаил Краснов. — Сомнительный бизнес «крутят» сомнительные компании, а репутационные издержки ложатся на плечи достойных хозяйств. Ведь у интернет-торговцев, перекупщиков, а иногда откровенных «разводил» есть только склад.
А вы попробуйте найти то, что они предлагают, в официальных источниках, поинтересуйтесь в Ассоциации производителей посадочного материала (АППМ), есть ли в их реестрах такие чудеса. Да если бы у нас производили такое количество колонновидных яблонь, какое продается! По моему мнению, порядка 95 процентов предлагаемых яблонь — не более чем подделка. Те малыши или ветки, которые продают вместо них, никогда не станут нормальным колонновидным деревом. Точно так же и зимостойкие хурма, инжир и гранат — это выброшенные в условиях Подмосковья деньги, если у вас нет, конечно, специальной оранжереи.
Хит сезона — наносаженцы. На фото — красота, контейнерные «карлики». Но вам привезут прутик, предлагая растить его самостоятельно, заниматься формированием, обрезкой!
— Видно же, что продавцы активно используют фотошоп, — замечает Виктор Горячев. — Приглядитесь к рекламным картинкам, это же плоды, повешенные на ветки, раскрашенные в яркие неестественные оттенки. Надувательство! А люди на это ведутся.
Не верь глазам своим!
После того как Советский Союз почил в бозе, накрылись, по сути, и все структуры, которые соблюдали сортамент, рассказывает Горячев. Сегодня каждое хозяйство и даже каждый перекупщик семян придумывают для предлагаемых на продажу семян красивые названия. Естественно — «семена ценные, сорта — новые»…
— И народ покупает! Забывая, как еще в школе объясняли, что по законам генетики сортовые признаки не передаются через семенное размножение, сохраняясь только при размножении вегетативном. Сегодняшнее обилие сортов — это не сорта вовсе, а некие клоны, обреченные на расщепление. Помните рыбу — бестера? Это гибрид белуги и стерляди, стерильный, то есть не способный к размножению, при этом отлично набирающий массу во время роста. Примерно то же происходит на «зеленом» рынке. Что вырастет из клона — не знает никто.
А еще, напоминает Горячев, нужно покупать специально выведенное для нашей полосы.
— Возьмем знаменитый одинцовский «Грибовский институт», ВНИИССОК. Почему все выведенное ими, от укропа и кабачков до цветов, прекрасно растет? Потому что это районированные сорта, свое, родное. Но люди предпочитают покупать товар из Голландии или Польши.
...Задумываюсь: а ведь, пожалуй, так и есть. Сидит у нас внутри постсоветская убежденность в том, что если импортное, значит прекрасное.
— Суммарное количество солнечных дней у нас и в Голландии отличается, — рассказывает Горячев. — А поляки сами все завозят из Голландии, и к нам поступают от них жалкие некачественные производные с часто перепутанными сортами! У немцев есть сорта, и хорошие, и материал у них качественный, но многие их растения не подходят для нашего климата. Лавровишню у них палкой не убьешь, а вырасти-ка ее у нас! Но везут, предлагают. И покупают!
Так же и с предложениями голландцев — растения от них до 70 процентов не перенесут испытаний нашего климата. Ну нет у нас теплого Гольфстрима! Такой зимой, какой она была в этом году, «средиземноморской», импорт выживет. А случись русская зима градусов под минус 40, никаких шансов. Но ведь она случится!
Импортные поставщики и интернет-торговцы наживаются на тяге россиян к закупкам посадочного материала, уверен Виктор Горячев.
— Голландия вообще поднялась на своих цветах благодаря России! — уверен Виктор Николаевич. — В 1990-х была нищета, и то вспомните, какое безумство творилось на 8 Марта! Нищета нищетой, а спрос на цветы вырос. Кто только не вез нам срезку! И Эквадор розы из Кито начал поставлять, и в Африке цветы для нас выращивали, и на израильской горе Кармель цветы росли для нас, затмив знаменитые азербайджанские гвоздики. И все для того, чтобы насытить бездонный российский рынок.
Голландцы же затеяли и поставку нам своих комнатных растений. Только растили они их на гидропонике, соблюдая принцип «после цветения — горшок на выброс!» Мы же поливали эту красоту обычной водой и ждали чуда. Это надувательство приобрело многомиллионные обороты, причем исключительно в теневом, сером секторе. Если бы поставщики платили все сборы и налоги, цена на их товар выросла бы.
Сегодня торговля посадочным материалом и семенами активно идет через китайские интернет-магазины.
— Там та-а-акие картинки, такая красота — закачаешься. Одни лотосы чего стоят. Они у китайцев растут, как сорняки. Три семечка — доллар. Озолотиться можно. А выбор! Красные, белые, синие, простые и махровые, — качает головой Горячев. — А ты попробуй вырастить! На самом деле их всего два вида: желтый, который растет в Америке, и розовато-малиновый, со временем становящийся белым, растущий и у нас (в Приморье и в дельте Волги). Никаких других нет, все эти обещания — чистое вранье. А претензии не предъявишь, а если и предъявить — скажут, сами виноваты, не тем концом семечко посадили. Мне вместо редкого растения прислали какой-то бред, а грунтовые орхидеи, которые я ждал, правда, из Таиланда, за время пути сгнили. Тем, кто заказывает растения таким образом, надо быть морально готовыми к потере денег. Эти большие риски.
Непознанная родина
Производная нашей ментальности — добиблейская мечта о райском саде. Где будет красиво и не хлопотно. Вот и живут в наших садах, сменяя друг друга, ирисы, пионы, лилии и лилейники-красодневы, флоксы. За бортом остается масса отечественных разработок, которые мы часто не замечаем, гонясь за импортной красотой. Пока готовила материал, посмотрела на «внииссоковские» ирисы. Чудо! Но об этих красотах многие даже не догадываются.
А что далеко за примером ходить? Взять сирень. Она ведь какая? Сиреневая. Еще белая. А у Горячева растет «Знамя Ленина», выведенная знаменитым ученым Л. Колесниковым еще в 1936 году! Она цвета пионерского галстука! А от красоты сорта «Олимпиада Колесникова» просто сердце останавливается. Чудо!
— Посадки на участках стали разнообразнее, — рассказывает Виктор Горячев. — В моду вошли грунтовые орхидеи, кентуккийский и тибетский «венерин башмачок», рододендроны. Но главные ошибки мы упрямо не исправляем.
Ну а советы специалисты дают простые.
— Увидев неземную красоту, не верьте глазам своим, — улыбается Виктор Горячев. — Покупайте разумом, наведите справки хотя бы в интернете, почитайте отзывы. Продавцы делают выручку на малограмотности покупателей.
Осторожнее с экзотикой. Умно сажать на небольших участках карликовые деревья — вырастут яблони не по шесть метров в высоту, а не выше двух, за ними ухаживать удобно, это и есть разумные внедрения новых веяний. Изучите, как прививать на одно дерево другие сорта, это не так сложно, а привнесет разнообразие.
— Надо расставаться с мыслью о том, что все наше, отечественное, — это плохо. Ничего подобного. Непростительны уже наша наивность и доверчивость, нежелание учиться, но желание получить много и дешево, — уверяет Михаил Краснов. — Не надо поддерживать продавцов-обманщиков. Да, стоимость растений в питомниках может быть выше, чем в центрах у дороги. Но там уже начинают внедрять системы скидок и гарантии, дадут грамотные советы по борьбе с болезнями растений. Не грех поинтересоваться и дизайнерскими разработками для сада, многие стильные вещи можно сделать самому, хватит ограничивать свое воображение созданием клумб из старых покрышек и вырезанием из них же лебедей. Это уже точно — прошлый век.
КСТАТИ
С начала 2000-х легальный и теневой оборот посадочного материала прибавлял от 5 до 30 процентов ежегодно. К 2010 году он оценивался примерно в 100 миллиардов рублей, а затем, по некоторым данным, перешагнул планку в 150 миллиардов рублей.
При этом на сегмент плодовых деревьев и кустарников приходится примерно десятая часть от всего объема посадочного материала, а основная доля продаж приходится на сектор декоративных деревьев, кустарников, однолетних и многолетних цветов.
В ТЕМУ
Для иллюстрации того, каков процент выживаемости «заезжих» семян, Виктор Горячев рассказал забавную историческую байку. Японцы в XVI веке постоянно покупали у китайцев черный перец как специю и как консервант, других-то консервантов попросту не было, а соль тоже была дорога. Перец тоже был на вес золота. «Японский Иван Грозный», знаменитый Тоетоми Хидэеси, велел как-то приобрести 150 мешков перца по 50 килограммов и начать его проращивать. Хитрые и умные китайцы, чтобы сохранять монополию на это золото, собирали перец еще зеленоватым, невызревшим, да еще и ошпаривали его кипятком, а затем сушили на солнце, и все для того, чтобы он потерял всхожесть. В результате из всего содержимого 150 мешков проросток дало лишь одно семечко. Правда, с тех пор Япония принялась растить перец сама.
Но процент удачи в случае с интернет-магазинами примерно такой же, какой был у Хидэеси. И это надо понимать, готовясь вкладывать свои деньги в поддержание чужого бизнеса, уверен биолог.