ИТ-индустрию охватила налоговая лихорадка: участники рынка воодушевленно встретили объявленное президентом существенное снижение страховых взносов и налога на прибыль для отрасли, но их энтузиазм остудили планы властей ввести в следующем году НДС на продажу программного обеспечения
ИТ-отрасль неожиданно стала одной из главных тем в последнем обращении президента РФ к народу. Владимир Путин объявил о беспрецедентном снижении налогов для компаний, работающих в сфере информационных технологий: ставки страховых взносов для них будут снижены почти вдвое, с 14 до 7,6%, а налог на прибыль сократится в шесть раз — с 20 до 3%. По замыслу властей, эти меры должны поддержать важную для экономики страны отрасль, пострадавшую за время пандемии, и в дальнейшем создать благоприятную почву для концентрации в России квалифицированных ИТ-кадров и передовых компаний.
До коронакризиса российские производители программного обеспечения и ИТ-решений развивались очень динамично. Согласно подсчетам ассоциации «Руссофт», общие продажи российских софтверных компаний в прошлом году достигли 18,6 млрд долларов, что на 17% больше, чем в 2018-м (см. график 1). При этом российские разработчики ПО обращают внимание, что российская софтверная индустрия уже в большей степени работает на экспорт — по оценкам «Руссофта», 60% всех ее продаж уже приходится на зарубежные рынки: по итогам прошлого года российские компании продали на экспорт программных продуктов на 11,12 млрд долларов — почти вдвое больше, чем пять лет назад (см. график 2), и уже соизмеримо с показателями российского экспорта оружия.
Однако дело не только в оборотах российской индустрии ПО. Российские ИТ-ресурсы являются основой развития цифровых технологий в различных отраслях экономики, за счет чего продукты и услуги получают принципиально более высокое качество, способное конкурировать в том числе на международных рынках. Развитие российских компетенций в информационных технологиях приобретает особое значение в условиях санкций, когда власти разных стран по политическим мотивам могут заставить свои ИТ-компании приостановить поставки высокотехнологичной продукции на те или иные рынки.
«Мы находимся на этапе формирования нового технологического уклада, который де-факто создается программистами, — говорит Валентин Макаров, президент ассоциации “Руссофт”. — Вопросы технологической независимости и информационной безопасности — это не просто пустые разговоры, это вопрос обеспечения работы критически важной инфраструктуры в условиях “квазивойн”, когда вам перекрывают поставку нового софта, принципиально важного для развития ключевых отраслей промышленности. Разрабатываемые в стране ИТ-решения важны не только для трансформации своей экономики, страны всего мира борются за то, чтобы лучшие программисты оставались у них в стране, и новые российские меры поддержки направлены на это».
«Неожиданно сильные меры»
Как и многие другие отрасли, российская ИТ-индустрия сильно пострадала от пандемии: с одной стороны, массовый переход на удаленную работу поднял востребованность ИТ-специалистов, однако этот позитив оказался перечеркнут резким сокращением расходов на информационные технологии со стороны бизнеса в связи со сложной экономической ситуацией. «В этом году падение российского рынка ПО может достигнуть 32–35 процентов, а при негативном сценарии (сохранении цены на нефть ниже 40 долларов за баррель большую часть года, падении ВВП более чем на шесть процентов, продолжении девальвации) сокращение может составить более 50 процентов», — говорит Евгений Миронюк, аналитик инвестиционной компании «Фридом финанс».
В начале июня председатель правления ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» (АРПП) Наталья Касперская и Валентин Макаров («Руссофт») отправили в правительство письмо, где предупредили о сложной ситуации в российской ИТ-отрасли, которая в том числе может спровоцировать массовый отъезд ценных российских кадров за рубеж: согласно прогнозам, в ближайшие два года Россию могут покинуть от десяти до пятнадцати тысяч ИТ-специалистов. Ситуация усугубляется тем, что из-за сложной экономической ситуации многие заказчики задерживают выплаты разработчикам ИТ-решений, ставя их в еще более тяжелое положение. «Согласно опросам АРПП, выручка большинства российских разработчиков софта упала на 45–47 процентов за апрель–май 2020-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и, очевидно, продолжила падать в июне. Эти и другие компании-разработчики, выручка которых упала еще больше — на 80–100 процентов, безусловно, нуждаются в поддержке со стороны государства», — сказала «Эксперту» Наталья Касперская.
Позже, 10 июня, состоялась публичная встреча представителей российской ИТ-индустрии с Владимиром Путиным, в ходе которой Наталья Касперская, Валентин Макаров, гендиректор Mail.Ru Group Борис Добродеев, президент «Ростелекома» Михаил Осеевский, глава 1С Борис Нуралиев и другие видные представители попросили президента о мерах поддержки.
В результате власти решили дать ИТ-отрасли особые преференции, которые очень воодушевили участников рынка. «Объявленные меры президента оказались сильные, даже неожиданно сильные — например, по налогу на прибыль мы не ожидали такого снижения, — признался “Эксперту” Валентин Макаров. — Существенное сокращение страховых выплат также является весомой помощью российскому ИТ-бизнесу, так как до 80 процентов его расходов приходится на зарплату сотрудникам».
«Нет сомнений, что предлагаемые налоговые льготы достаточно привлекательны и конкурентоспособны для высокотехнологического бизнеса даже на мировом уровне, — соглашается Александр Рожков, директор управления продаж продуктов и сервисов компании Softline. «Я был рад услышать, что понимание ситуации президентом совпадает с мнением профессионального сообщества, — говорит Лев Матвеев, председатель совета директоров компании “СерчИнформ”. — Снижение налоговой нагрузки, страховых взносов — именно то, чего мы просили изначально».
НДС возвращается
Но вызванный президентским обращением позитивный настрой ИТ-отрасли вскоре был изрядно омрачен другими новостями: появилась информация, что правительство собирается наряду с налоговыми послаблениями пойти на другой, уже не столь привлекательный шаг — с 1 января 2021 года отменить нулевой НДС на продажи программного обеспечения в России, который был введен в стране еще в 2008 году.
Власть объясняет свой шаг следующей логикой: до сих пор на российском рынке программного обеспечения доминируют иностранные продукты (по некоторым оценкам, в среднем они занимают порядка 60% всего рынка). Получается, что, хотя российские производители ПО и не платят НДС на продажу своей продукции, однако этого не делают и такие мировые ИТ-гиганты, как Microsoft, Oracle, IBM и другие иностранные компании, отчего российский бюджет ежегодно недополучает миллиарды рублей. Регулятор хочет исправить эту ситуацию — ввести НДС для всех, а уже потом возвращать часть этих денег целевым образом через субсидии российским разработчикам софта.
Пока к идее такого налогового маневра представители российской ИТ-индустрии относятся с недоверием, а зачастую с резким неприятием. Они говорят, что это неизбежно приведет к росту цен, что будет критично в и без того непростых условиях. «Мы в АРПП не поддерживаем идею возврата оплаты НДС с продажи программного обеспечения, так как это может привести к скачку цен на него, — критикует планы правительства Наталья Касперская. — Льгота по НДС позволила отрасли не только развиваться быстрее, но и снизить цены на свои продукты. Возвращение НДС на ПО может сделать российские программные продукты неподъемными для клиентов и резко снизить спрос на них, а следовательно, и выручку софтверных компаний. Учитывая, что денежные потоки по отрасли, согласно данным Банка России, за последние три месяца стабильно ниже на 30–40 процентов, то такое повышение цен никак не поможет отрасли».
«Введение НДС для компенсации упущенных доходов в бюджет перечеркивают весь позитивный эффект от предложенных президентом мер поддержки, даже хуже — делает все эти меры бессмысленными», — еще более категоричен Лев Матвеев. «Если взглянуть на процессы изнутри, станет понятно, что большинство покупателей ПО не готовы увеличивать бюджеты на сумму НДС. Соответственно, на эти самые 20 процентов будет просто уменьшаться прибыль ИТ-компаний», — продолжает Александр Санин, коммерческий директор компании «Аванпост».
Участники рынка сомневаются в эффективности предлагаемой новой схемы компенсации повышения налога. «Повышать налог, а потом его субсидировать — это усложнит жизнь всем: ИТ-компании будут вынуждены заниматься дополнительным документооборотом, государственные структуры — проверкой этих документов, — говорит Евгений Дьяченко, генеральный директор компании Supl.biz. — Например, для нашей компании, если повышение НДС произойдет, нужно будет решать, включать НДС в стоимость или добавить расходы на НДС сверху, тем самым увеличив цены для наших покупателей. Во втором случае мы потеряем часть клиентов».
Еще одно опасение связано с тем, что средние и мелкие производители российского ПО не смогут пробиться через бюрократические заслоны к субсидиям, а право на них получат преимущественно крупные компании, так как они имеют больше рычагов лоббирования своих интересов в государственных структурах, в результате чего рынок софта будет монополизироваться. «В условиях налогового маневра в ИТ-сфере смогут выиграть крупные российские ИТ-компании, такие как “Яндекс”, Mail.Ru Group и другие, которые могут больше претендовать на предоставление субсидий на софт, внесенный в реестр отечественного ПО, — считает Евгений Миронюк. — При этом субсидии не смогут получать производители российского софта, которые не удовлетворяют требованиям регулятора. Те же банки часто пользуются собственным софтом, что не позволит сделать взаимозачет за счет запланированного правительством предоставления субсидий на отечественное ПО, так как банковское ПО чаще всего не входит в официальный реестр отечественного софта. Так что при отмене льгот по НДС высока вероятность торможения развития всей цифровизации и роста тарифов на финтех-услуги». Впрочем, пока решение об отмене НДС на реализацию софта окончательно не принято, вопрос находится в стадии обсуждения, и участники рынка надеются, что власти найдут другие пути налогового маневра в ИТ-отрасли.
Мираж «офшорного рая»
Объявляя о налоговых льготах, президент сказал, что новые налоговые ставки для ИТ-компаний по налогу на прибыль теперь будут одними из самых низких в мире и таким образом Россия станет одной из самых привлекательных стран для разработки программного обеспечения вроде Ирландии и Индии. Действительно, в Ирландии налог на прибыль для ИТ-сектора составляет 12,5%. А ИТ-компании с годовой выручкой менее 7,5 млн евро, источником которой является запатентованная интеллектуальная собственность, могут вывести 50% дохода из-под налогообложения, то есть ставка налога на прибыль для них составляет 6,25%. Такие интернет-гиганты, как Microsoft, Apple, Google, Facebook, используют именно Ирландию для своих европейских отделений. В Индии же в прошлом году власти объявили о снижении налога на прибыль, но только с 30 до 22%.
Однако более низкие налоговые ставки пока не означают, что программисты со всего мира тут же ринутся в России в поисках нового «офшорного рая», здесь большую роль играет создание общего привлекательного делового инвестиционного климата. «В результате налоговых послаблений некоторые изначально российские компании смогут вернуться в домашнюю юрисдикцию, — считает Евгений Ицаков, директор Центра управления изменениями РАНХиГС. — Возможно, даже некоторые иностранные ИТ-проекты примут решение об инкорпорации в России. Но низкая налоговая ставка лишь один из факторов. К сожалению, наша юрисдикция не отличается высоким доверием к судебной системе, а также здесь высоки политические риски. Президент принял решение о снижении налоговых ставок до 2023 года, но что будет потом и какие решения примет следующий глава страны, пока неизвестно. Для радикального повышения привлекательности российской юрисдикции необходимо обеспечить подлинную правовую защиту инвестиций в стране».
«Глобальной целью руководства страны является создание в России ИТ-хаба и конкурента таким юрисдикциям, как Ирландия и Индия, — об этом прямо сказал президент. Но налоги, конечно, далеко не единственный фактор создания успешного хаба в любой сфере бизнеса, — соглашается Андрей Айвазов, руководитель практики международного налогообложения компании Parallel Legal Consulting. — Важны такие критерии, как безопасность владения бизнесом в стране, наличие необходимой местной рабочей силы, привлекательность страны для переезда специалистов, прозрачного законодательства для иностранных инвесторов, стабильность экономической и политической систем. Россия на данном этапе своего развития не может похвастаться отличными оценками по всем указанным критериям, поэтому нынешнее предоставление налоговых льгот — это не более чем первый шаг».
Одновременно государству нужно продолжать совершенствовать правовое регулирование операций в области экспорта, на который становится все больше завязан российский софтверный бизнес. В частности, большинство российских экспортеров ПО жалуются на несовершенство валютного контроля в стране. «Валютный контроль — это откровенный рудимент прошлого, — убежден Валентин Макаров. — В ЦБ и в банках есть целые отделы, которые просто паразитируют на этих операциях. На самом деле контроль за валютными поступлениями уже осуществляется с помощью других инструментов, а контролеры получают процент с каждой экспортной сделки и просто выдавливают, в том числе из разработчиков софта, время, ресурсы и деньги. Это посредник, которого нужно уничтожать».