ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Ноя. 19, 2019

Эволюция цифрового спрута

Рейтинг: 0

Автор: Екатерина Буторина. Профиль

IT-гиганты завоевали мир, облегчили жизнь человечеству, но могут затормозить прогресс

«Мы просто поговорили, и акции Яндекса упали на 20%». Это цитата депутата Госдумы Андрея Свинцова, заместителя председателя комитета по информационной политике и информационным технологиям, когда он рассказывал о проходившем недавно «нулевом чтении» законопроекта, ограничивающего участие иностранцев в российских IT-компаниях. Американская и московская биржи на эту дискуссию отреагировали моментально – буквально за пару часов компания подешевела на $1,5 млрд.

Пока это действительно только разговоры, но тенденция налицо: государство настойчиво стремится контролировать одну из крупнейших IT-корпораций страны. Впрочем, такие интернет-гиганты в мире высоких технологий принято теперь называть экосистемами, эволюционирующими экономическими материями со множеством различных бизнесов в самых разных сферах, в центре которых главный бренд. Такими экосистемами стали Google, Amazon, Apple, Facebook, Сбербанк, Mail.ru.

Эволюция цифровых экосистем оказалась столь бурной, что биологическое существо – человек – уже с трудом мыслит себя вне их. Мы с нетерпением ждем «черной пятницы» на платформах американской Amazon и китайской AliExpress, смотрим пробки и прокладываем маршруты по навигатору от Яндекса, заказываем еду и такси у него же, там же заводим электронные кошельки. В супермаркетах мы расплачиваемся на терминалах Сбербанка, все приложения покупаем и скачиваем в AppStore и Google Play, все непонятное гуглим, а редких знакомых, не имеющих аккаунты в соцсетях, считаем чуть ли не дикарями. На соцсетях плотно завязан и практически весь малый бизнес, они же дали новые, весьма востребованные профессии таргетолога (целевая реклама в соцсетях) и эсэмэмщика (social media manager, SMM). Все СМИ формулируют свои сюжеты, статьи и заголовки так, чтобы они «понравились» Google и Яндексу, а иначе, будь материал хоть трижды гениальным, о нем никто не узнает.

Буквально у всех на глазах за какие-то пару десятилетий выросли цифровые гиганты – компании, обладающие невиданными рыночной властью и доходами. Маленькие технологические стартапы заняли пустующую нишу, а затем принялись покорять одну сферу за другой. Мир проморгал появление новых монополий. Хотя монополиями де-юре их пока с трудом удается признать. Эти компании просто воспользовались конкурентным преимуществом и завоевали весь мир, ведь у цифрового пространства нет границ.

Стали ли они злоупотреблять своим доминирующим положением? Да, такие случаи уже зафиксированы. Нужно ли их ограничивать? На это эксперты однозначного ответа не дают, но сходятся во мнении: антимонопольное законодательство нужно совершенствовать, иначе в будущем управы на цифровых гигантов уже не найти. А ведь главное в экономике – конкуренция, благодаря которой преимущественно и развиваются технологии. У монополистов, хоть государственных, хоть частных, особого стимула к тому нет.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни