ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Март 2, 2020

Дело «Сети»* как зеркало, но не революции

Рейтинг: 0

Автор: Ольга Тимофеева-Глазунова , Виталий Лейбин. Русский Репортер

10 февраля суд вынес приговоры семерым фигурантам дела «Сети»* из Пензы. Приговоры шокировали общество иррационально большими сроками — до 18 лет строгого режима. По версии ФСБ, одиннадцать молодых людей из Пензы и Петербурга создали террористическое сообщество «Сеть»*, но факта конкретных террористических действий в деле нет. 25 февраля ожидаются приговоры фигурантам дела «Сети»* из Санкт-Петербурга. Что это говорит о нашем обществе и государстве?

— Они достают и серьезно так говорят: это взрывное устройство, — так описывает Елена Багатова, мать осужденного на 16 лет Ильи Шакурского, обыск в их квартире. — Оперативник Шепелев кладет его на стол, следователь Токарев там свои бумаги разложил. «Взрывное устройство» им помешало, они положили его под стол, потом оно выкатилось на середину кухни… И никого это не беспокоило! Жильцов дома не эвакуировали. Мы как находились на кухне, так и были на кухне. И этот баллончик катался у нас из угла в угол. Только когда взрывотехник приехал, мы перешли в комнату. Следователи стали просматривать книги у Ильи и забрали Льва Толстого, «Суеверие государства»…

«Как мы можем призывать ценить классику, когда книги, находящиеся в каждой школьной или районной библиотеке, приговариваются судом к уничтожению?» — говорится на страничке «ВКонтакте» екатеринбургского книжного магазина «Пиотровский». Он вместе с другими книжными из Петербурга, Перми, Красноярска, Краснодара, Тулы и Москвы закрылся на один день в знак протеста против приговора по делу «Сети»* в Пензе.

С публичными призывами к пересмотру дела выступили самые разные общественные и профессиональные группы: ученые, врачи, кинематографисты, художники — не только правозащитники. На пикеты к зданию ФСБ на Лубянке в Москве выстроилась очередь из самых разных обычных людей.

Дело приобрело значение главного публичного конфликта начала года, и понятно, почему. Общество потрясли огромные сроки в отсутствие потерпевших и сколько-нибудь внятно описанного факта преступления (Дмитрий Пчелинцев получил 18 лет — срок, который получают убийцы и террористы, виновные в смерти людей), рассказы подсудимых о перенесенных пытках, молодость и добродушие некоторых фигурантов дела: кормили бездомных, спасали животных. Важную роль сыграл и стилистический абсурд крайне формализованной фабулы обвинения — к доказательствам вины были приобщены книги, причем не только анархистские и революционные, но даже и Толстого, Маркса и Кропоткина, — и то, что суд постановил эти книги уничтожить как отработанные улики.

С другой стороны, публичная позиция обвинения хотя и поддержана рядом крупных государственных медиа (например, НТВ в фильме «Опасная сеть»), но выглядит малоубедительной. Причем не только потому, что призывающие к гуманизму выглядят всегда лучше, чем призывающие к расправе, но и потому, что понятные ценности (терроризм и кровавые революции — плохо) повисли в отсутствие понятного публике факта преступления. «Создание террористического сообщества», пока не произошло теракта и даже не создан план конкретного преступления, обличать нелегко.

При этом в деле очень много неясностей, и, как часто бывает в крупных политических делах, попытки найти объективные ответы редки.

Есть свидетели, пошедшие на сделку со следствием и давшие показания против своих знакомых, — их поведение объяснимо, но не вызывает сочувствия. Есть какое-то оружие и какие-то наркотики. Есть игра с оружием на видео. Есть некие слова — в прослушках и файлах, и это отнюдь не слова всепрощения и милосердия.

Все это надо обсуждать беспристрастно, но это сложно — очень много понятных эмоций. Тем не менее «РР» попытался как можно более объективно (в условиях, когда сторона обвинения мало что комментирует) ответить на вопрос о том, чем в реальности располагают защита и обвинение.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни