«Яндекс» запускает сервис «Сейвы» — накопительные счета с ежедневными выплатами процентов и ставкой 13% годовых на первые три месяца. Накопительные счета — часть большой стратегии по развитию собственной финансовой вертикали, которая нужна компании для кредитования бизнеса, размещающего товары на «Яндекс.Маркете», да и в принципе для развития маркетплейса.
Пока что сейвы доступны только пользователям карты «Плюса» от Яндекс банка. Держатели карты могут открыть до десяти счетов, выбрать название и дизайн на свой лад.
Напомним, осенью прошлого года «Яндекс» представил карту «Плюса» с кешбэком — цифровую дебетовую карту платежной системы «Мир», которой можно расплачиваться на сервисах «Яндекса» и не только. Она работает как своего рода электронный кошелек. Пополнять или переводить деньги с сейвов на карту «Плюса» (и с нее уже в другой банк через СБП) можно будет в любой момент без потерь выплаченных процентов и комиссий, уверяют в «Яндексе». Сумма пополнения может быть любой, а на всех сейвах можно будет хранить в общей сложности до 10 млн рублей.
Кстати, сейвы защищены Агентством по страхованию вкладов. Это значит, что открываются они в Яндекс банке, в который «Яндекс» превратил купленный в 2021 году банк «Акрополь». Уже за 2022 год собственный капитал дочернего банка «Яндекса» утроился — с 1,4 млрд рублей на начало года до 4,2 млрд рублей по его итогу. Активы Яндекс банка на конец 2022 года составили 8,9 млрд рублей.
Проценты по накопительным сейвам выплачиваются каждый день, а не раз в год, как у большинства банковских продуктов. Первые три месяца после открытия процентная ставка будет составлять 13% на остаток, далее — 9%. Это не выше, чем в других коммерческих банках. Максимальные ставки по вкладам сейчас составляют 9,2–12% годовых, в зависимости от условий и сроков их размещения. Например, у Росбанка есть вклад на год под 12%. А у банка «Дом.РФ» — 12,60% на 1100 дней. Так что 13% на первые три месяца — это маркетинговое предложение, которое не потребует от банка особых затрат. «Обеспечивать такие ставки в период продвижения можно собственными средствами как затратами на маркетинг», — объясняет Егор Кривошея, руководитель лаборатории блокчейна и финтеха Школы управления «Сколково».
Сейвы — проект инвестиционный, на который «Яндекс» направит деньги, заработанные «Поиском» или, например, «Такси», считает Леонид Делицын, аналитик ФГ «Финам». «Сейвы — это новый финтех-проект, а такие проекты обычно финансируют либо венчурные инвесторы, либо родительский холдинг. У “Яндекса” (не у банка, а у холдинга) на текущий момент есть 72 миллиарда рублей наличности. Конечно, эти средства нужны для разных целей, но очевидно, что в новый проект “Яндекс” способен вложить достаточную сумму, чтобы тот продержался несколько лет, пока не станет ясно, перспективен ли он», — объясняет Делицын.
Есть также мнение, что с помощью сейвов Яндекс банк развивает свою пассивную базу. «“Яндекс” может действовать как стандартный финансовый институт и выплачивать проценты по сейвам за счет кредитования. А может использовать их для развития собственного бизнеса и выплачивать проценты по сейвам из общей выручки компании», — считает Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global. Подтверждений ни того ни другого в пресс-службе «Яндекса» не дали — в компании «не нашли ресурсов», чтобы ответить на комментарий «Эксперта».
Зато «Яндекс» обещает, что это не последний накопительный продукт.
«Яндекс банк активно набирает аудиторию, они копируют модель Тинькофф-банка», — считает Артем Тузов, директор департамента корпоративных финансов ИК «ИВА Партнерс». Он также предполагает, что рефинансироваться через сейвы Яндекс банку (а возможно, и самому «Яндексу») дешевле, чем кредитоваться в других местах.
К тому же «Яндекс» явно пытается конкурировать с другими маркетплейсами. И тут финтех может пригодиться: например, «Озон» уже вовсю рекламирует физические пластиковые карты своего Озон банка. «Яндексу» нужно было придумать свой продукт для поддержания конкурентоспособности. Видимо, предыдущего финансового сервиса — «Яндекс Сплит» — для этих целей уже было недостаточно.
Разделяй и получай
Вслед за «Озоном», который в 2019 году ввел в своем интернет-магазине рассрочку, и маркетплейсом Wildberries, который в том же году начал продавать товары в кредит и рассрочку, «Яндекс» запустил сервис «Сплит». Услуга позволяет пользователям расплачиваться за покупки в интернет-магазине «Яндекс.Маркет» и у партнеров в рассрочку и без оформления кредита. Клиент делит платеж на четыре или шесть частей, первая сразу же списывается с его карты.
«“Сплит” — это отдельный, небанковский сервис BNPL (Buy Now Pay Later). Сервис всячески абстрагируется от банка, избегая слов “кредит” и “рассрочка”. С клиентом заключается договор поручения: клиент обещает “Яндексу” обеспечить покупку товара, разделив оплату на четыре части. “Яндекс” выступает провайдером, который и оплачивает полную сумму покупки продавцу. Клиент уже возвращает “Яндексу” эту сумму по частям», — объясняет принцип работы «Сплита» Анна Стогниенко, старший проектный лидер Frank RG.
Пользователям доступно два варианта договора: «Обычный сплит» без комиссии на два месяца со списанием два раза в неделю и «Длинный сплит» с комиссией, на четыре или шесть месяцев. Комиссию клиент может высчитать прямо на сайте — «Яндекс» предлагает специальный калькулятор. Например, если клиент хочет приобрести «Яндекс.Станцию» за 17 тыс. рублей и разделить платеж на полгода, комиссия сервиса составит около 1700 рублей. По сути, комиссия — это проценты по кредиту, все как в обычном банке.
«Яндекс» зарабатывает не только на комиссиях с клиентов, но и на тех, которые он берет с продавцов, добавляет Стогниенко. «Какие именно это комиссии — строго конфиденциальная коммерческая информация, они зависят от оборотов продавца, но могу предположить, что они могут составлять от пяти до двадцати процентов. Все-таки сплит увеличивает средний чек покупки и поток покупателей», — отмечает эксперт Frank RG.
На честном слове
Как считает Егор Кривошея, сейчас «Яндекс» не рискует, потому что «Сейвы» и «Сплит» пока что не предлагают крупные суммы. Он также подчеркивает, что пользователям, которые не хотят платить, «Яндекс» может ограничить работу со своими сервисами. Такое ограничение может обойтись дороже, чем заработок от мошенничества. Однако что касается «Сплита» — каких-то суровых наказаний за неуплату «Яндекс» не предусматривает. Если на карте недостаточно средств для списания платежа по «Сплиту», то наступает просрочка. После этого «Яндекс.Мaркет» будет пытаться раз в сутки списать нужную сумму, пока это не получится. Если клиент отказывается вносить оставшиеся платежи, он больше не сможет пользоваться услугами сервиса. Кроме того, «Яндекс» вправе обратиться в суд с иском о взыскании задолженности. Но многие пользователи надеются, что вряд ли он будет это делать — «не будет судиться из-за крох», как пишут некоторые пользователи «Сплита» на форумах.
«Да, это необеспеченные кредиты, но они выдаются на небольшие суммы, идентифицированному пользователю и с учетом высоких рисков таких займов, то есть с повышенной ставкой, от 10 до 35 процентов годовых», — говорит Делицын.
«Важно понимать, что услуги “Сплита” оказываются на маркетплейсе — “Яндекс.Маркете”, — где большая часть населения имеет аккаунты, к которым привязаны карты. Рано или поздно на карте деньги появятся, так что риски того, что человек не оплатит — минимальные», — отмечает Анна Стогниенко.
Яндекс банк — часть большой экосистемы: «Сейвы» нельзя рассматривать в изоляции от, например, того же «Сплита» и других сервисов «Яндекса». «Многие технологические компании вкладываются в финтех-продукты не для непосредственного заработка на них, а для косвенного заработка через увеличение качества или количества использования других продуктов (например, увеличение количества поездок в такси или заказов в маркетплейсе). Поэтому, учитывая косвенные способы монетизации, продукт может быть прибыльным», — считает Егор Кривошея.
«Поддержка “Яндекс.Маркета” идет со стороны сплитов, которые помогают совершить покупку прямо сейчас и не откладывать ее на потом, то есть повышают объемы продаж маркетплейса», — соглашается Делицын. Однако это лишь малая часть предназначения сплитов, уверен эксперт. В первую очередь они направлены на извлечение дополнительной прибыли в виде кредитования и получения процентов по рассрочке, то есть работают как стандартный финансовый институт, но на своем отдельном рынке внутри конкретного маркетплейса.
По обороту за 2022 год «Яндекс.Маркет» находится на третьем месте среди российских маркетплейсов, но разрыв между показателями «Яндекса» и лидера, Wildberries, — колоссальный: оборот последнего составил 1,6 трлн рублей, у «Озона» — 785 млрд рублей, а у «Яндекса» только 236 млрд рублей.
Поэтому риски «Сплита» и развитие сервиса «Сейвы» могут окупиться. Не исключено, что с появлением «Сейвов» «Яндексу» станет недостаточно только сплитов в маркетплейсе и он выпустит продукт кредитования для более широкой аудитории. Полученные от сейвов средства «Яндекс» также может направить на кредитование продавцов своего маркетплейса, как это делает «Озон» с помощью своего «Ozon кредита»: в личном кабинете продавец направляет заявку на кредит и получает финансирование до 100 млн рублей. В 2022 году лимиты финансирования повышены более чем в два раза — раньше лимит был до 40 млн рублей.