«Если посмотреть на историю Российской империи, выяснится, что периоды, когда санкций не было, были крайне непродолжительными», - считает журналист.
Очень тревожно
- Но ощущение тревоги ведь небезосновательно?
- Тревожно очень. Без всякого суда и следствия они там решили, что Россия виновата. И вице-президент Джо Байден на полном серьёзе в открытую заявляет об атаке на нас в киберпространстве. В своё время израильтяне надолго отложили реализацию иранской атомной программы, когда с помощью знаменитого червя (компьютерный вирус. - Ред.) вошли в компьютерную программу, раскрутили центрифуги и вывели их тем самым из строя. Кибервойна - это ведь и падающие самолёты, и отключение электричества, и дорожный хаос, и другие технологические катастрофы. За кибертерроризм сами американцы в тюрьму людей сажают, а нам грозят. Россию обвиняют в военных преступлениях в Сирии. А всё, что было в Югославии, Ираке, Ливии, - не военные преступления? ПАСЕ принимает ужасающую, абсолютно антироссийскую по духу декларацию. И как вы хотите, чтобы Россия себя чувствовала?
Если бы мы не вывели свои базы из ГДР, Венгрии, Румынии и др., думаешь, были бы сейчас все эти санкции, попытки изолировать Россию? Никто бы пикнуть не посмел. Мало того, если бы мы правильно построили экономику, все эти страны были бы счастливы ещё и содержать наши базы. И неважно, были бы они при этом в Евросоюзе или нет. Мы-то свои базы вывели, а Америка - нет. А посмотри на наших, как говорит Путин, «коллег». Тот же Китай открывает военные базы по всему миру (в Пакистане, Бангладеш, Джибути, Мозамбике и др.), Иран - в Мавритании, Эмираты - в Сомали, Эритрее, Турция - в Катаре, Сомали. А мы всё время во что-то играем и делаем вид, что у нас нет никаких геополитических интересов. Нет-нет, что вы, что вы? Если мы говорим, что Россия - великая страна со своими интересами, то должны чётко и ясно их преследовать, и они должны выражаться в том числе и в интересах экономических. А кто-нибудь может сказать: какова стратегия нашей страны на ближайшие 20, 30, 50 или 100 лет? Какой у нас горизонт планирования? Все кокетливо молчат.
- Санкции надолго?
- В том или ином виде навсегда. Если посмотреть на историю Российской империи, выяснится, что периоды, когда санкций не было, были крайне непродолжительными. Поэтому гораздо важнее понимание того, что делать с нашей экономикой. Понятно, что мы не могли её сразу перестроить. Потому что, в частности, выполняли социальные обязательства, накопленные в 90-е и реализованные в нулевые. Дали народу подышать. Но всё равно надо экономику перестраивать. Мне кажется, одна из главных ошибок Путина состоит в том, что, уделяя гигантское внимание внешней политике, где сейчас бесспорно происходят определяющие на долгие годы вперёд изменения, он несколько выпустил из зоны внимания экономику. Все говорят: надо слезть с нефтяной иглы. Осталось понять: как? Это же анекдот: мы до сих пор пользуемся завоеваниями Гайдара. В своё время та же Высшая школа экономики ногами забила все другие экономические течения. И теперь наслаждается. Но чем? Где результат? Где дискуссия о том, что надо делать? Вперёд посмотреть никто не хочет?
- Экономисты утверждают, что поднять экономику без западных инвестиций нереально. Неужели не сможем сами справиться?
- Нет. Потому что не понимаем как. Потому что те люди, которые должны принимать решения, сидят и ждут, что само собой всё рассосётся. Им всё кажется, что придут западные инвестиции и всё наладится. Но, когда были западные инвестиции, они нам что, помогли? Их куда вложили? Среду надо сначала создать. А у нас тюрьмы забиты предпринимателями. Путин сказал, что возбуждено 200 тысяч дел по экономическим статьям (28 октября президент Владимир Путин внёс законопроект об ужесточении ответственности правоохранительных органов за необоснованное уголовное преследование предпринимателей. - Ред.). А где те, кто наказан за неправильно возбуждённые уголовные дела против предпринимателей, - судьи, выносящие неправовые решения, следователи, отжимающие бизнес в интересах заказчика? Кто-то сел? Кого-то сняли? Нет. Мы что, видим, чтобы наш бизнес малый и средний расцветал? Да он стонет! При этом все о нём заботятся. Партия есть, омбудсмен. Кого только нет. Всё есть, кроме самого бизнеса. Надо сказать «стоять!» большому количеству правоохранителей, которые стригут навар с бизнеса. А дело Захарченко? Это же позор для всей страны.
- Но следствие-то идёт...
- Да, конечно. Расформировали структуру? Начальник Захарченко получил формулировку о неполном служебном соответствии и остался на месте. Или мы должны поверить, что у Захарченко просто очень богатые родители, как у Васильевой? Поэтому что нам санкции? Надо навести порядок в своей стране, и нам будет наплевать на любые санкции. Инвестиций собственных будет столько, что девать их будет некуда. Но люди должны быть уверены, что деньги можно вкладывать. А у нас все люди, которые работают с бюджетом, в один голос говорят о диком уровне откатов! Кто за это ответит?! Герман Греф, который навёл порядок в Сбере, всё время говорит, что главная проблема страны - это кризис управления. Но я не вижу, чтобы у нас кто-нибудь резко захотел уйти в отставку: то ли стул к попе каждого гвоздиками прибит, то ли на суперклей присели.
Все свободны
Ещё одна большая проблема - это Конституция. Ведь там прописано, что мы с тобой можем выбрать депутатов и президента, а на правительство никак повлиять не можем. Оно вообще вне зоны критики. А наша жизнь реально зависит от того, что делает правительство. Члены правительства приходят на парламентский час в Думу и рассказывают депутатам, что они думают. Но никакого инструмента воздействия на них, кроме эмоций, у депутатов нет. Нет никакого баланса между ветвями власти. Так что нужно приводить в порядок Конституцию в соответствии с сегодняшним днём. Главный закон страны был написан под задачи Бориса Ельцина. Но времена-то изменились принципиально. Кстати, если у кого-то ещё есть иллюзии, можете посмотреть, как распорядилась ельцинская Конституция с недрами. Недра, согласно Основному закону страны, больше не принадлежат народу. Что называется, всем спасибо, все свободны. Так что мы живём в очень весёлое время колоссальных вызовов.