Пока в Екатеринбурге протестовали против появления храма на месте сквера, патриарх Кирилл отчитался об ударных темпах строительства церквей. По его словам, ежедневно в России открывается три новых храма. Насколько этот размах соответствует нуждам населения, разбиралась «Наша Версия».
Глава Русской православной церкви сделал сенсационное заявление на открытии храма в Страсбурге. Как отметил предстоятель РПЦ, за 10 лет было построено около 10 тыс. церквей – таким образом общее количество православных храмов в России достигло 30 тысяч. Позже председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда уточнил: речь идёт не о 10 тыс., а о 9386 новых храмах, причём построенных по всему миру. Так, в 2009 году было 29 263 православных храма, а сейчас уже 38 649. Что же касается России, то в начале 90-х у нас насчитывалось всего около 2 тыс. действующих церквей и молитвенных помещений, а сейчас их число выросло аж до 21 849.
Перепись верующих
По словам Владимира Легойды, церквей в России недостаточно. Например, в Новосибирской епархии на 25 тыс. человек приходится один храм. Однако возникает вопрос: все ли эти люди являются ревностными прихожанами?
И это вопрос принципиальный, потому как довольно сложно спорить о необходимости возведения церквей, не представляя масштабы паствы. А сведения эти весьма противоречивы. Данные соцопросов, в том числе исследования Института социологии РАН, говорят о том, что к православным себя причисляют 80% населения России. При этом в нашей стране проживают 4% мусульман, а ещё 9% верят в «некую высшую силу». Таким образом очевидно: православных у нас подавляющее большинство, а значит, храмы необходимо строить.
Социологи действительно фиксируют рост числа верующих начиная с 1991 года. Глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион заявлял: «В истории нашей страны никогда не было такого роста религиозной веры, какой мы наблюдаем за последние 28 лет. Более того, я вообще не знаю подобного прецедента где-либо и когда-либо в истории человечества».
Однако существует и другая статистика. Так, американский исследовательский центр Pew приводит данные: 71% россиян исповедуют православие, 10% – ислам. При этом в России принято связывать с православием национальную идентичность. Вполне вероятно, что участники опросов не слишком искренне либо не вполне осознанно отвечают на вопросы социологов. Сколько же людей на самом деле являются религиозными? И как это можно измерить? Например, на пасхальную службу в этом году, по данным МВД, пришли 4,3 млн человек. И это в масштабах страны! А вот данные сайта «Православие и мир»: в январе 2018 года в стране проводилось 11 тыс. рождественских богослужений, которые посетили около 2,5 млн россиян. Вряд ли стоит говорить, что Рождество, а особенно Пасха, являются главными праздниками для христиан. Пропуск служб в эти дни возможен только по очень уважительной причине. Потому 80% православных от Института социологии РАН по факту превращаются в фикцию. Нет, это не обман, люди действительно считают себя верующими, поскольку крещены, знают пару молитв и, возможно, тройку заповедей, на Пасху пекут куличи, а на Прощёное воскресенье десятками рассылают друзьям сообщения с просьбой простить их за всё. А храмы посещают по случаю, когда надо поставить свечку за здоровье или успешную сдачу экзаменов. Вряд ли здесь можно говорить о воцерковленности.
О том, какое количество россиян регулярно ходит в церковь, не знают даже в РПЦ. Единственное место, где фиксируются персональные данные конкретных верующих церкви, – списки приходского совета, которые подаются в региональное подразделение Министерства юстиции России для регистрации прихода (общины). По закону в состав учредителей религиозной организации должно входить не менее 10 человек. Но священники и работники храма обычно заявляют властям узкий круг соучредителей прихода, а не фиксируют в документах имена всей активной части общины.
Прихожане и «захожане»
Проблему признают даже лица, близкие в РПЦ. Руководитель центра «Православная энциклопедия» Сергей Кравец утверждал, что 4% населения России «живут церковной жизнью».
«Исследования показывают, что число постоянных прихожан Русской православной церкви (РПЦ) в России невелико – от твёрдых 0,5 до максимум 2% населения. Они входят в более обширную группу тех, кто заходит в храмы от случая к случаю – таких до 8%. В церкви их называют «захожанами» и не очень жалуют», – отмечает Николай Митрохин, кандидат исторических наук, автор книги «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы». Комментируя данные опросов, эксперт отмечает: «Левада-центр, например, оговаривает, что «60% православных не относят себя к религиозным людям» и «только около 40% православных уверены в существовании Бога, а около 30% из числа тех, кто называет себя православными верующими, вообще полагают, что Бога нет!».
Если посчитать примерное количество «захожан» вместе с прихожанами, то получится, что в среднем на один храм приходится около 400 верующих.
Митрохин ссылается на ныне покойного православного блогера Игоря Гаслова, который несколько лет назад описывал типичный сельский приход. По его словам, на службе там бывало не больше 20–25 человек, однако большинство из них причащались. Разумеется, численность прихожан в разных храмах может сильно отличаться.
Стоит отметить, что количество россиян, посещающих рождественские богослужения, остаётся стабильным – 2,5 млн человек. Число же храмов при этом стремительно растёт.
И тут РПЦ, пожалуй, стоило бы задуматься: нужны ли нам пустующие храмы, чья безжизненность порочит саму идею православия? Может быть, лучше пусть будет меньше церквей, но таких, которые действительно явятся местами притяжения для верующих, а не будут стоять пустыми? Ещё хуже, когда строительство храмов становится предметом для распрей в обществе, как в Екатеринбурге. При этом по всей России есть тысячи храмов, которые нуждаются в реставрации, но РПЦ ими не занимается, а предпочитает строить новые или воевать за передачу ей Исаакиевского собора и другой недвижимости.
Маленький свечной заводик
Сколько стоит построить культовое сооружение? Компания «Вятский терем» на своём сайте указывает цены на строительство церквей из дерева – от 4 до 32 млн рублей в зависимости от размера. Средняя стоимость строительства модульных типовых храмов из кирпича на 500 прихожан – 300 млн рублей. Ценник на здания по индивидуальным проектам начинается от 500 миллионов.
При этом не совсем ясна история с финансированием строительства храмов. Нам рассказывают, что они строятся на пожертвования прихожан. Но верится в это с трудом, учитывая, что в основной массе прихожане не отличаются состоятельностью. Конечно, есть «православные олигархи» типа братьев Ананьевых или Константина Малофеева. Хотя и не столь воцерковленные бизнесмены часто жертвуют на строительство церквей. Правда, порой в обмен на какие-либо преференции для бизнеса от региональных властей. Тем не менее храм мало построить – его ещё надо содержать. Сможет ли приход справиться с этим своими силами?
Зачем же РПЦ строит столько храмов? Злые языки утверждают, что причина проста. Во-первых, храмы ведут хозяйственную деятельность, освобождённую от налогов. Взять, например, продажу свечей. Себестоимость трёхграммовой свечи составляет примерно 20–40 копеек. В храмах их продают по 20–40 рублей. То есть маржа оказывается огромная. Церковные свечи изготавливаются на принадлежащем РПЦ заводе «Софрино», и духовенство обязывают закупаться именно там. Помимо свечей на заводе изготавливают иконы, храмовую мебель, церковную одежду, киоты, ювелирные изделия, печатную продукцию и многое другое.
Во-вторых, приходы обязаны сдавать так называемый епархиальный взнос, который идёт на содержание правящего архиерея и управленческого аппарата епархии. В свою очередь, из этих взносов формируются отчисления «наверх». Таким образом, больше храмов – больше взносов. Хотя ещё старая пословица гласит, что Бог не в брёвнах, а в рёбрах.
ОПРОС
России к чему стремиться надо?
Большинство сограждан хотят видеть Россию сильной и развитой страной. При этом главным признаком величия большинство респондентов называют высокий уровень благосостояния граждан, а вовсе не мощную армию (42% против 19% соответственно). Также социологи отмечают, что ностальгия по сверхдержавному статусу, который был у СССР, постепенно уходит: за последние пять лет число желающих видеть Россию в такой роли уменьшилось с 42 до 34%.
45% – Быть одной из 10–15 влиятельных стран
34% – Вернуть статус супердержавы
8% – Добиться лидерства на постсоветском пространстве
5% – Ей не следует стремиться ни к каким глобальным целям
8% – Затрудняюсь ответить