Последние лет двадцать советской власти по заказу ТВ сняли примерно пять действительно приличных телефильмов для маленьких зрителей. И лучшие среди них - «Приключения Электроника» по Евгению Велтистову и «Гостья из будущего» по Киру Булычеву.
Культовый статус «Гостьи» объясняется не только тем, что возникла она на полном безрыбье, в мире неутоленного детского голода. Она основана на действительно прекрасной детской книге Кира Булычева. Плюс ко всему режиссер Павел Арсенов превосходно подобрал актеров. Михаил Кононов - прежде всего космический пират Крысс, а никакой не «Начальник Чукотки», Вячеслав Невинный - Весельчак У, а не герой «Гаража» или «Не может быть!». Наташа Гусева и Алеша Фомкин ничего толком в кино больше не сделали, но больше ничего и не надо было делать. Имена их вписаны золотыми буквами и в историю советского кинематографа, и во всю эпоху 80-х.
Малобюджетное грядущее
«Гостья из будущего» снималась тяжело и (что заметно) на небольшом бюджете: режиссеру Павлу Арсенову дали в два раза меньше денег, чем он просил.
В повести Булычева самое сочное - описание Москвы 2082 года (в фильме - 2084-го): в небе летают не только аэротакси-«флипы», но и люди на крыльях, а также специальные аппараты для ловли облаков. В зоопарке показывают бронтозавров и птиц из открытого космоса, способных жить только в вакууме. Дома строят всего за день с помощью особых бактерий. Рядом с Останкинской башней - три другие, в два раза выше. У каждого пенсионера есть часы, на дисплеях которых высвечивается не только время, но и прогноз погоды.
Арсенов воспроизвел лишь толику этого великолепия, да и то с изрядными мучениями. Отлично у него вышло только путешествие во времени (то, что Булычев не описал почти никак, Арсенов с помощью уже доступных лазеров превратил в сценку, где вокруг Коли Герасимова вертелись огненные круги и алые линии, напоминающие скринсейверы в первом iMac, который появится 16 лет спустя). А остальное…
Аппарат для телепортации напоминал грубовато раскрашенный кусок фанеры, каковым, в общем, и являлся. Институт времени, в котором страдал от любви и погибал робот с гетевским именем Вертер, освещен обычными лампочками из подъездов, вставленными в матовые плафоны (иначе создать «свет будущего» было нельзя). Одежду для персонажей пришлось шить из рогожи, искусственной кожи, сеток - ничего более оригинального в ассортименте советской промышленности не было. Космопорт сделан с применением простых стеклянных трубок, которые использовались на химзаводах. В парке будущего, где установлены картонные автоматы с мороженым, на заднем плане отчетливо видно шоссе, по которому мчатся машины: шоссе убрать не получалось, хотя, казалось бы, кому нужны машины в мире победившей аэротехники? Ну а в качестве миелофона выступил уральский сувенир - купленный в магазине кристалл кварца в подарочном футляре.
Присылали сушеных насекомых
Но какая разница? «Гостье из будущего» всегда будут прощать все ее недостатки и ляпы - за феноменальное обаяние.
Наташа Гусева (Алиса Селезнева) была тихой и стеснительной (позже она вспоминала, что не решалась даже спросить у прохожего, который час). Она не была готова не то что к звездной болезни, а вообще к славе. А слава пришла огромная. Наташе приходилось ходить по улицам, низко наклонив голову, чтобы не узнали, - из-за этого испортилась осанка. В месяц ей приходило по 6 - 8 тысяч писем. Когда стало известно, что Наташа увлекается энтомологией (а она действительно с детства была зачарована жучками, паучками и тараканами), начали присылать десятки засушенных насекомых.
Карьера в кино у нее не сложилась. В 1987-м вышел фильм «Лиловый шар»: сценарий написал тот же Кир Булычев, режиссером стал тот же Павел Арсенов, Гусева вновь играла Алису. Вот только звезды на этот раз не сошлись: фильм вышел унылым, он выглядел каким-то левым, паленым продолжением сияющей «Гостьи». Незамеченным прошел и фильм «Воля Вселенной». После этого Наташа лишь раз мелькнула в телесериале, уже на излете 2000-х. В итоге она стала микробиологом, изучает ВИЧ.
РАССКАЗ ОЧЕВИДЦА
Наташа смотрела на моего друга глазами лемура
Эту историю, похожую на анекдот, рассказал «КП» минчанин Дмитрий Нестюк.
- Когда на телеэкраны страны вышел фильм «Гостья из будущего», он произвел на умы советских подростков эффект разорвавшейся бомбы. А особо взрывное впечатление - главная героиня - девочка из будущего Алиса Селезнева.
Мой лучший школьный друг Денис (Мурашкевич. - Ред.) в нее влюбился. И на полном серьезе решил на ней жениться. Для начала, естественно, необходимо было познакомиться с Наташей.
Шла осень 1987 года. Звонок моего домашнего телефона раздался часов в шесть утра. Звонил Денис. «Она в Минске»... Накануне Денис прочитал в газете заметку, в которой говорилось о том, что Наташа Гусева снимается в небольшой роли в каком-то там фильме на киностудии «Беларусьфильм». Мой друг успел прозвонить телефоны киностудии и каким-то образом узнал, что Наташа с бабушкой (!) остановились в гостинице «Минск». Он позвонил в гостиницу и также каким-то образом выяснил, в каком номере она проживает.
План состоял с следующем. Дениса в большой коробке из-под телевизора (напоминаю, это 1987 год, телевизоры были большие), под видом посылки доставляют в гостиничный номер Наташи Гусевой. Далее он ориентируется на местности и работает по обстановке. Предельно простой и идиотский план не сработал бы ни с кем другим, но, зная Дениса, я оценил его шансы 50 на 50.
Для реализации задуманного нам потребовались еще два человека из числа наших товарищей. Коробка из-под телевизора «Горизонт» была предварительно усилена внутри куском толстой фанеры, Денис забрался в нее, и приключение началось.
Прибыв в гостиницу, мы спокойно (вот она, сила спецовок) пронесли коробку мимо охраны прямо на ресепшен. Там я уточнил, в каком номере проживает Наталья Гусева, и попросил номер телефона комнаты. Заполучив номер, я услышал «Алло», произнесенное до боли знакомым по фильму голосом. Буднично сообщил «подопытной», что ее беспокоят с Главпочтамта, на ее имя получена посылка, которую сейчас и доставят в гостиницу.
Уверенный стук в дверь. Мы пронесли огромную коробку мимо опешившей Гусевой, и я достал из кармана отпечатанную на машинке ведомость: «Распишитесь здесь!»
Наталья безропотно расписалась. Мы ушли.
Самая коварная часть плана состояла в том, что Денис был посажен в коробку без верхней одежды и обуви, в одних носках. Сделано это было для того, чтобы его нельзя было выгнать на улицу (напоминаю, на дворе был ноябрь).
Далее рассказываю со слов Дениса. После нашего ухода Наташа стала перемещаться по номеру, размышляя вслух: «Что же там такое? Нет, я, пожалуй, пока не буду открывать, подожду бабушку...» Поэтому Денис перешел к активной стадии плана и начал самораспаковываться из коробки. А поскольку перед тем, как закрыть крышку, мы накрыли его простыней, появление моего друга напоминало выход на сцену привидения с мотором. Откинув простыню, Денис понял, что эффект слегка вышел из-под контроля, поскольку глаза Натальи Гусевой, и так сами по себе немаленькие, напоминали глаза лемура. Да и дыхание было подозрительно учащенным, что Денис как будущий фельдшер (он учился в медицинском) сразу оценил и понял, что пора выводить девушку из ступора - обморок отнюдь не входил в его план. Правда, перед этим он успел выдрать у потерявшей всякую волю пациентки ее полный домашний адрес и телефон!
Дальше пошло как по накатанной. Правда, Наталья и вернувшаяся какое-то время спустя бабушка пережили еще один психологический шок, увидев, что выгнать этого донжуана никак не получится, потому что он не одет. Пришлось знакомиться, поить чаем с пряниками и общаться. В процессе выяснилось, что Денис - человек умный и с хорошим чувством юмора. В общем, знакомство состоялось.
Затем были ухаживания, армия, опять ухаживания и свадьба. Наталья, кстати, наотрез отказалась назвать дочь Алисой, пришлось назвать Алесей.
Что стало с другими актерами
Евгений Герасимов (робот Вертер)
Снялся в нескольких десятках фильмов, еще несколько поставил сам (из запомнившихся - «Не ходите, девки, замуж» и «Забавы молодых»). В 1994-м стал народным артистом России. Сейчас - председатель Комиссии Мосгордумы по культуре.
Марьяна Ионесян (Юля Грибкова)
Окончила факультет философии МГУ, эмигрировала в США, вышла замуж. Сейчас ее зовут Марианна Грей. Ведет страничку в соцсетях, посвященную путешествиям и оперной музыке, которыми Марианна страстно увлечена.
Алексей Муравьев (Боря Мессерер)
В фильме Алиса Селезнева предсказывала ему, что он станет художником. Неудивительно, учитывая, что герой книги и фильма был назван в честь знаменитого театрального художника (и мужа Беллы Ахмадулиной). В реальности Алексей Муравьев стал крупным историком и религиоведом, автором работ по истории восточного христианства.
Илья Наумов (Фима Королев)
О нем известно лишь то, что он работает в строительном бизнесе и с журналистами не общается.
Семен Бузган (Коля Садовский)
Сейчас живет в израильском городе Хайфа. Работал и продавцом, и в рекламе, и ведущим на радио.
Елена Метелкина (Полина)
Карьера в кино у красавицы не сложилась: на счету Елены всего шесть картин (в частности, комедия «Очень важная персона», поставленная Евгением Герасимовым, тем самым, кто сыграл робота Вертера). В 90-е Метелкина стала секретарем-референтом бизнесмена Ивана Кивелиди (помните громкое убийство? Он умер, поговорив по телефону, трубка которого была опрыскана ядом). Метелкина могла погибнуть вместе с ним, но в тот момент находилась в другом месте. Она сменила много профессий, сейчас поет в церковном хоре.
УТРАТА
Герасимов погиб во время пожара
Евгения АЩАУЛОВА («КП» - Владимир»)
Судьба исполнителя главной роли в фильме «Гостья из будущего» окончилась трагически.
Творческая биография у Алексея Фомкина не сложилась: кроме Коли Герасимова, он сыграл лишь в паре эпизодов «Ералаша» и маленькую роль в малоизвестном фильме «На своей земле». На момент выхода «Гостьи из будущего» мальчику Алеше из обычной московской совсем не актерской семьи было всего 16 лет. И следующие одиннадцать, до самой смерти, он так и прожил «Колей Герасимовым».
После армии, в 1989 году, Алексей поступил актером в МХАТ, но проработал всего три месяца - уволили за пьянство и прогулы. Пошел на стройку маляром, продолжал пить, стал пробовать наркотики...
В лихие 90-е уехал из Москвы в деревню Безводное, к бабушке. Жил на ее пенсию, нигде не работал.
- Девушки Алексея любили. Многие его так Колей и звали. Он ведь такой же, как этот его Герасимов и был, добродушный, простой, - рассказывает Алексей Любомудров, односельчанин Алексея Фомкина.
После смерти бабушки Фомкин продал старую ветхую избу и перебрался во Владимир. Женился. В 1996 году друзья пригласили его с женой отметить День защитника Отечества - в дом по соседству. Поздно ночью, когда веселье было в самом разгаре, в квартире начался пожар. Выбежать успели все, кроме Алексея, который в это время спал хмельным сном.
«Коля» погиб в 27 лет.
Кстати, этим летом в Центральном парке Владимира появится памятник «Гостье из будущего». Скульптура будет изображать двух космических пиратов, тянущих руки к миелофону.