Каждому индивидуальному предпринимателю (ИП) и фермеру предоставят одно место для размещения торговой точки без проведения торгов. Площадь объекта не должна превышать 20 кв. м. Минпромторг разработал соответствующие поправки в ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (документ есть в распоряжении «Известий»). Срок заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта должен составлять не менее 7 лет. С палаточниками, которые не нарушают условий договоров, предлагается неоднократно продлевать срочные договоры без проведения торгов. Как рассказал «Известиям» замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов, таким образом предпринимателям будет дана возможность долгосрочно планировать свою деятельность. Однако эксперты опасаются, что выделение мест для ИП будет противоречить закону о конкуренции и может спровоцировать рост злоупотреблений.
ИП и члены крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) смогут получить одно место в городе для размещения торгового объекта. Для фермеров предусмотрено ограничение — чтобы обойти процедуру торгов, более 80% ассортимента киоска должна составлять продукция крестьянского хозяйства, сельхозпродукция и продукты питания.
«В целях стимулирования развития и поддержки предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, а также членам крестьянских (фермерских) хозяйств по их заявлению в орган местного самоуправления подлежит предоставление места размещения объекта площадью до 20 кв. м без проведения торгов», — говорится в разработанном законопроекте.
Право на установку объекта может быть предоставлено по месту регистрации ИП и КФХ.
— Зачастую все-таки и фермерские хозяйства, и ИП регистрируются там, где работают. Перебора нестационарных объектов быть не может — во-первых, муниципалитеты должны определить критерии допустимого размещения, во-вторых, торговый объект — сам по себе существенная инвестиция для предпринимателя, а в-третьих, и это самое главное, — достаточность или недостаточность должны определяться рыночными механизмами на пересечении потребительского спроса и экономической целесообразности, — пояснили в ведомстве.
Договоры аренды на размещение нестационарного объекта будут заключаться на срок не менее 7 лет. При этом в дальнейшем предприниматели смогут продлить договор без проведения торгов. Сейчас это находится на усмотрении каждого субъекта — например, в Москве торги обязательны, а в Санкт-Петербурге от них отказались в прошлом году. Правда, предпринимателей готовы избавить от торгов только при условии, что на момент подачи заявления о продлении договора отсутствует задолженность размером более одного периода оплаты.
«Заключение договора аренды земельного участка или договора на размещение осуществляется сроком не менее 7 лет с возможностью продления его неограниченное количество раз на новый срок без проведения торгов», — говорится в проекте закона.
— Неприглядный внешний вид — один из поводов для критики нынешней нестационарной торговли. Именно для этого нужно дать предпринимателю возможность долгосрочно планировать деятельность. Если у него будет гарантированное право продления срока действия договора, то он будет выбирать соответствующую стратегию. А когда ты временщик, то нет смысла инвестировать во что-то, — считает Евтухов.
Кроме того, субъекты не смогут менять требования к внешнему виду и техническому состоянию киосков чаще, чем один раз в 10 лет (примерный срок выхода из строя объекта).
Документ призван решить один из наиболее острых вопросов, связанных со схемой размещения нестационарных объектов. Сейчас местные власти часто отказывают предпринимателям, поскольку предлагаемый объект не предусмотрен схемой, а новый объект в схему не включается по различным, порой притянутым за уши причинам.
— Главный конфликт заключается в том, что схему трактуют не как справочно-информационный документ, а как разрешительно-запретительный, когда чиновник самостоятельно решает, кого включать в схему, а кого нет, — говорит Евтухов. — Нужен совсем другой подход: когда предприниматель хочет включиться в схему, он сам рискует деньгами, и если он хочет оборудовать объект, то у него должны быть для этого возможности. Поэтому мы предполагаем два пути предоставления места. Когда органы местного самоуправления включают объект в схему, тогда проводятся торги. И второй подход — когда предприниматель или общественное объединение хотят дополнить схему. Если по истечению 10 дней не появляется других претендентов, то с ним заключается контракт без конкурса.
В документе прописывается, что «использование схемы размещения для регулирования количества и видов специализаций объектов не допускается» и «достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не может служить основанием для отказа во включении в Схему размещения новых объектов».
Также законопроектом предполагается ввести понятие социально значимых специализаций торговых объектов. К ним относятся киоски продуктов питания (торговля мясом и мясной продукцией, молоком и молочной продукцией, овощами, фруктами, ягодами и иной сельхозпродукцией, хлебом, хлебобулочными и кондитерскими изделиями, рыбой, мороженым, безалкогольными прохладительными напитками). Эти товары не могут составлять меньше 80% ассортимента объекта.
«К социально значимым специализациям также относится торговля печатной продукцией, изделиями народных художественных и иных промыслов, ремесленничества, сувенирами, одеждой, обувью и изделиями легкой промышленности отечественного производства», — поясняется в документе.
Власти субъектов РФ смогут дополнить этот список в случае необходимости. Также каждый субъект должен будет принять программу развития социально значимых киосков для увеличения их количества. Так, им могут быть предоставлены льготное условия размещения.
В России, по данным Росстата на 1 января 2015 года, зарегистрировано более 3,6 млн индивидуальных предпринимателей, из них ИП, осуществляющие розничную торговлю, — около 1,4 млн. В Москве же число ИП, осуществляющих розничную торговлю, составляет более 50 тыс. человек. Численность крестьянских (фермерских) хозяйств в России — более 250 тыс.
Необходимость предоставить проекты нормативных актов по организации торговой деятельности нестационарных и мобильных объектов было поручено профильным ведомствам на заседании Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства у первого вице-премьера Игоря Шувалова в начале февраля 2015 года.
Старший партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Владислав Цепков объяснил, по какой конструкции власти предлагают выстроить возможность продления прав на предпринимательскую деятельность без торгов.
— Согласно нормам закона, заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов возможно в случае надлежащего выполнения арендатором своих обязанностей. В таком случае размер арендной платы на новый период определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта аренды, а минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем 3 года. Однако указанный срок может быть уменьшен на основании заявления арендатора, — сказал Цепков. — Во–первых, это принятие в установленном порядке решения, предусматривающего иной порядок распоряжения таким имуществом. К примеру, это может быть перепрофилирование торговой точки: ранее торговали хлебом, а сейчас — периодическими изданиями. Во–вторых, это наличие у предпринимателя задолженности по арендной плате и неустойкам (штрафам, пеням) в размере, превышающем размер арендной платы за более чем один период платежа, установленный договором.
При этом адвокат отметил, что минусом такой модели может стать определяемая по результатам оценки рыночная стоимость объекта аренды, которая может оказаться завышенной и нерентабельной для малого бизнеса.
Председатель московского городского отделения «Опора России» Александр Жарков назвал разработанные поправки утопией.
— В Москве свыше 20 тыс. индивидуальных предпринимателей — будет странно, если всем раздадут места. Более того, это идет вразрез с законом «О конкуренции», где подразумевается распределение объектов через открытый аукцион. Сейчас только предприниматели-инвалиды имеют право на бесконкурсное право, — говорит он. — Такая мера спровоцирует множество злоупотреблений — так, все ИП из Подмосковья кинутся регистрироваться в Москве, чтобы именно в столице получить место. Получится, что федеральный закон разойдется с курсом, который взяла Москва, когда киоски планируется устанавливать за счет бюджета. Тогда это уже будет имущество города и право аренды обязательно должно разыгрываться на торгах.
Кроме того, Жарков считает, что увеличение срока заключения договоров повысит стартовую цену при проведении торгов, и тогда не все предприниматели смогут принять участие.
В свою очередь, председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин назвал предложенный проект «прогрессивным и крайне своевременным».
— На территории всей России творится полнейшая вакханалия в отношении нестационарных объектов, которые массово демонтируют. Так, в Москве за последние 5 лет было уничтожено около 13 тыс. киосков, и эта тенденция продолжается из-за низкой доходности и различных стесняющих условий. Сегодня найти киоск с цветами или мороженым становится все сложнее, — сказал Оськин. — Зачастую причиной беспредела со стороны чиновников является лоббирование интересов крупных сетевых ритейлеров, которым мелкая торговля доставляет неудобства тем, что оттягивает клиентов. В то время как населению, конечно, удобны магазины именно шаговой доступности. А в сфере развития малого и среднего бизнеса, на наш взгляд, необходимо ориентироваться именно на потребности населения.
По мнению Оськина, крайне важно законодательно закрепить возможность пролонгации действующих договоров с предпринимателями.
— Такие условия дают бизнесу стабильность и исключают возможность коррупции при проведении аукционов, — сказал эксперт. — Сейчас в Москве срок договора составляет 3 года, в Санкт-Петербурге — 11 месяцев. В Белоруссии, например, распространители прессы имеют право арендовать место на 49 лет, а в некоторых европейских странах — вообще пожизненно.
Отметим, что сейчас в Москве около 7 тыс. ларьков и киосков, в Санкт-Петербурге — порядка 4 тыс., в Екатеринбурге — около 4,5 тыс.