В стране кризис, на работе проблемы, в семье разлад, одиночество, чувство тревоги, недовольство внешностью, неуверенность в себе, непонимание детей и/или родителей, страх что-то поменять в своей жизни…
Какие только человеческие горести не обсуждают с психологом! Но только не в России. Свой психолог – норма для жителей Европы и Америки, равно как личный юрист и дантист. Наши соотечественники вопросы бытия решают на кухне с близким другом или не решают вообще. Подумаешь, кошки на душе скребут! Но времена меняются, все больше людей знают о том, что психолог и психиатр – разные специалисты, а поход к психологу и психотерапевту перестает быть экзотикой. В конце концов, если мы лечим зубы у стоматолога, приводим в порядок ногти в салоне маникюра, то почему бы не поработать над внутренним миром со специалистом?
Говорить о цивилизованном рынке психологических услуг в России, наверное, пока все-таки преждевременно: численность центров и отдельных специалистов, предоставляющих услуги психологического консультирования, неизвестна. Центры открываются и закрываются, психологи работают часто за наличный расчет, даже не оформляясь в качестве индивидуального предпринимателя. Определить объем этого рынка даже на глаз аналитики пока не берутся. И все же рынок существует.
По душам
Центры психологической помощи бывают государственные, бесплатные (например, интернет-служба экстренной психологической помощи МЧС или Московская служба психологической помощи населению) и частные. Последних пока относительно немного, и большинство из них предпочитает не рассказывать прессе о деталях бизнеса. Но уже появляются открытые к диалогу компании, и одна из таких – проект «По душам».
Создатель проекта психологического консультирования онлайн «По душам» Вячеслав Шмурин – выпускник экономического факультета Тель-Авивского университета. Он работал в сфере строительства и жил на две страны – Россию и Израиль. Интереса к психологии никогда особо не испытывал, пока в жизни не возникли трудности личного характера. Тогда Вячеслав стал решать их, как это принято, например, в Америке, с помощью специалиста-психолога. Предприниматель мало того, что разобрался со своими проблемами, так еще и увидел бизнес-потенциал в психологическом консультировании. В Израиль Вячеслав приехал в 16 лет, и гражданство у него израильское, но с 2008 г. он постоянно проживает в Москве. Поэтому осчастливить службой психологической помощи предприниматель решил именно столицу.
«В США существует несколько подобных проектов, наиболее известный из них Talkspace, в рамках которого любой желающий за определенную плату может получить помощь квалифицированного психолога онлайн, – рассказывает Вячеслав Шмурин. – Портал этот в Америке пользуется огромной популярностью: через четыре месяца после запуска он смог привлечь инвестиций на $2,5 млн. И я решил сделать нечто подобное в России».
Вячеслав сделал ставку на Интернет. Во-первых, клиенту не нужно выбирать время для похода к специалисту – пообщаться можно всегда, когда в этом есть необходимость (для большего удобства существует и мобильная версия проекта). Во-вторых, привычным к общению в соцсетях людям проще написать о своей проблеме, чем рассказывать о ней лицом к лицу, такой первый шаг сделать морально легче. В-третьих, клиент может оставаться абсолютно анонимным, а для многих это крайне значимый фактор. В-четвертых, стоимость чата с психологом на портале «По душам» ниже, чем стоимость личного сеанса, примерно в два раза.
«Опыта создания таких проектов в Интернете у меня не было, – признается Вячеслав Шмурин. – Все происходило «на ощупь», приходилось экспериментировать. Началась работа над проектом в 2013 г., а стартовал портал Podusham.ru в ноябре 2014 г. На данный момент размер инвестиций составляет порядка 10 млн руб., предполагаю, что окупятся они примерно через полтора года». Офис компании находится в центре Москвы. Команда «По душам» – это психологи (на сегодняшний день работают 12 человек), технические специалисты и специалисты по продвижению. Проект позволяет психологам работать из любой точки мира, но, по мнению собственника, для обеспечения качества профессиональной помощи важна совместная работа команды – обучение, супервизорские и интервизорские группы, профессиональные встречи, поэтому в основном психологи работают в офисе и лишь некоторые – удаленно.
Концепция для российской версии придумалась следующая: клиент (строго 18+!) заходит на сайт и пишет о своей проблеме. Сам сервис подбирает специалиста из имеющихся в штате психологов с опытом решения сходных проблем. Психолог выходит на связь с клиентом в течение пятнадцати минут. Первые тридцать минут общения с психологом проходят бесплатно. За это время психолог понимает, сможет он помочь клиенту или нет, показывает ему дальнейшие направления работы, а клиент в свою очередь оценивает, готов ли он платить деньги за общение с данным специалистом. Если готов, то клиент выбирает для себя подходящий тариф. 1 час чата с психологом стоит 600 руб., неделя переписки (клиент задает вопрос, психолог обдумывает и пишет развернутый ответ) – 1200 руб., абонемент на месяц (переписка плюс несколько часов чата) – 3800 руб. Пока в арсенале проекта «По душам» только «эпистолярная» психология. В Америке очень востребована переписка с клиентом в течение месяца. Но клиенты в России пока предпочитают диалог в чате или же переписку в течение недели. И это понятно: услуга новая, ее нужно попробовать. Хотя Вячеслав отмечает, что сейчас уже видно, как клиенты возвращаются и продолжают общение с психологом в случае необходимости.
Проект «По душам» отнюдь не первым в России освоил нишу онлайн-психологии. Справедливости ради надо отметить, что пионерами оказались государственные службы: телефоны доверия расширили свои возможности за счет Всемирной сети. А затем частные службы начали в Интернете зарабатывать. Портал «Точка опоры», например, за час чата с психологом просит 1200 руб., видеочат через Skype дороже – 1500 руб. Консультационный центр «Психолог онлайн» держит цены выше: чат – 1500 руб., час в Skype – 1900 руб. И все же говорить о массовом уходе психологов в онлайн пока рано: количество минусов если не перевешивает, то заметно уравнивает количество плюсов.
«Я к вам пишу, чего же боле»
Тут надо отметить принципиально важный момент. При очном консультировании психолог получает от клиента не только рассказ о проблеме, но и поток невербальной информации: жесты, мимика, позы, интонация, темп речи и т.п. Именно совокупность вербального и невербального дает специалисту возможность конкретизировать проблему и работать над ее решением. Ведь зачастую облеченная клиентом в слова задача является только верхней частью огромного айсберга проблемы. В так называемой эпистолярной психотерапии специалисту потребуется значительно больше времени, чтобы правильно диагностировать проблему, даже если речь идет о формате чата.
Психологи и психотерапевты отмечают как минимум три существенных недостатка «эпистолярной» психотерапии (имеется в виду переписка с клиентом). Первое: с момента отправки вопроса консультанту до получения ответа может потеряться актуальность. Обратная связь в данном случае иногда происходит достаточно медленно, а ведь бывает, что скорость имеет решающее значение. Второе: русский язык сложен, многие слова имеют неоднозначное толкование, что, в свою очередь, способно повлечь непонимание между консультантом и клиентом. Третье: консультант лишен возможности видеть первую (самую искреннюю!) реакцию клиента на свои письма.
«При такой терапии врачу предоставляется возможность работать с очень маленьким «кусочком» психики клиента, причем нередко сперва совершенно не с тем, в котором прячется большинство проблематики, – комментирует метод психотерапевт Николай Нарицын. – Более того, клиент, условно говоря, может декларировать и манифестировать нечто из того, что думает не он сам, а его внутренняя цензура. И так далее, и тому подобное. То есть терапия эта очень сложна на самом деле (если не превращать ее в профанацию метода). С учетом вышесказанного о специфике взаимодействия «слов и ощущений» пробираться через разного рода блоки и прочие сопротивления, может быть, придется достаточно долго. Да и сам по себе обмен письмами будет идти не слишком быстро (обычно примерно по одному «обмену письмами» в неделю.) Но при данной форме, как ни парадоксально, клиент платит не столько за то, что терапевт прочтет его письмо и даст ответ, сколько за промежуток между письмами, когда клиент обдумывает, переваривает полученную информацию к размышлению, анализирует и в процессе этого анализа формулирует письменно свои новые мысли и так постепенно ищет (и находит) решение своих проблем».
Между небом и землей
Одна из главных задач психолога – вовремя закончить терапию. В противном случае, клиент привыкает к «костылю» и общение со специалистом становится постоянной потребностью. С точки зрения бизнеса это плюс. Чат с психологом вполне может стать источником постоянного дохода, равно как и переписка. Но надо отдать должное создателям проекта «По душам»: наживаться на несовершенстве метода они не планируют.
«С января 2015 г. на портале будут доступно видеоконсультирование и встроенный в проект календарь, который поможет планировать свое время и напомнит о предстоящей встрече с психологом, – делится планами Вячеслав Шмурин. – Для этого создана собственная платформа, интегрированная с порталом».
И все же коммерческие перспективы проекта у профессиональных стартаперов вызывают неприкрытый скепсис. «Как у стартап-«хирурга» у меня ответ один: надо тестировать проект, – комментирует стартап-«хирург» Вячеслав Семенчук. – Может быть, и существует некая аудитория, готовая общаться с психологом онлайн. Но пока коммерческие перспективы проекты вызывают сомнение. В России, в отличие от Америки, нет культуры посещения психолога. Мало кто из наших соотечественников задумывается о своем внутреннем состоянии, но даже если и задумается, и увидит рекламу сайта, то совсем не факт, что сочтет необходимым обратиться туда за помощью, потому что доверие даже к обучающим онлайн-проектам в России невысоко, чего уж тут говорить об онлайн-медицине! Допустим, что создатели проекта смогут создать какую-то очень «цепляющую» рекламу. Ну, например, пригласят всех желающих пройти бесплатное тестирование своего психологического состояния. Допустим, что кто-то пройдет бесплатный тест и обратится к психологам проекта. Тут нужно учитывать, что реальная личность и образ человека в онлайне могут друг от друга сильно отличаться. Сможет ли в этой ситуации психолог сориентироваться и действительно помочь – большой вопрос. Так что пока успех проекта сомнителен».