Киев продолжает откладывать контрнаступление ВСУ, начало которого многие ожидали ещё в конце апреля. В минобороны Украины ссылаются на плохую погоду и недопоставку техники из стран НАТО, а Владимир Зеленский после прозрачного намёка из Вашингтона о причинах задержки объявил, что войскам необходимо больше времени для подготовки к контрнаступлению – иначе ВСУ понесут большие потери. В действительности на смещение сроков могли повлиять неожиданные действия ВС РФ.
Российские военные, стремясь не допустить массивного наступления, предпринимают сегодня ряд действий, которые вполне могли стать неожиданностью для ВСУ. На это указывает серия операций, проведённых Российской армией в последнее время. Они стали возможными в первую очередь из-за более эффективной работы разных видов разведок – спутниковой, электронной, агентурной и войсковой. Одним из успехов разведки мог стать массированный ракетный удар по Павлограду – там, как заявили в
Минобороны, располагался важнейший логистический узел противника, который использовался ВСУ для вероятного контрнаступления.
Изматывание обстрелами
Уместно предположить, что сейчас именно усилия разведки становятся приоритетом для Российской армии. В подобных ситуациях главной задачей является точное определение места и времени основного удара противника. Это важно для того, чтобы заранее нанести массированный удар по районам концентрации войск, уничтожая скопления живой силы и техники на этапе развёртывания. Отдельного внимания заслуживает раскрытие маршрутов передвижения противника. Соответственно разведка должна определить ключевые маршруты передвижения войск противника и ключевые точки их концентрации.
Ещё одна немаловажная задача – это поражение мест дислокации ВСУ. На прошлой неделе Минобороны сообщило, что авиация нанесла удар по правому берегу Херсонской области, где располагаются базы подготовки и лодочные станции 73-го морского центра спецопераций ВСУ и 37-й бригады морской пехоты. Именно оттуда украинские войска могут планировать переправиться на левый берег, контролируемый Российской армией.
По оценкам экспертов, главное преимущество ВС РФ заключается в авиации, однако её до последнего времени не удавалось задействовать в полной мере, поскольку система ПВО Украины все ещё эффективно действует. Вероятно, поэтому в последнее время продолжалось изматывание украинской системы ПВО массовыми ракетными атаками. Таким образом, предпринимаются попытки усугубить дефицит средств ПВО, чтобы в нужный момент украинское командование оказалось не в состоянии в полной мере прикрыть наступающие порядки.
Также ВС РФ наносят удары по объектам, где расположены средства, необходимые для ведения боевых действий. В первую очередь по складам боеприпасов, топлива, горюче-смазочных материалов, продуктов, воды и т.д. Например, в конце апреля российская группировка «Юг» сообщала об успешном ударе по складу с топливом ВСУ под Артёмовском. В этой ситуации войска ВСУ несут опосредованный урон, который тем не менее может оказаться роковым. Для этого разведка может определить пути доставки топлива по частоте использования радиосигнала. Но надо помнить, что ВСУ могут выносить в сторону источники радиосигнала для дезинформации.
Рассчитали полёт
Также важным компонентом срыва наступления являются удары по штабам противника. Возможно, у российской стороны здесь есть определённые успехи. Так, главнокомандующего Вооружёнными силами Украины Валерия Залужного уже больше месяца не видели на публике. Слухи о его ранении или смерти подогрела информация, что генерал отказался от участия в заседании Военного комитета НАТО из-за «напряжённой оперативной ситуации». При этом подтверждается информация, что 7 и 8 мая одним из поражённых объектов стал штаб, где находился один из командующих ВСУ. Отказ Залужного от участия в саммите НАТО может быть связан с последствиями именно этого огневого поражения.
Также российские военные, судя по всему, учатся противодействовать современным системам западного вооружения. Например, бороться с комплексами систем HIMARS. Как оказалось, системы, которые были поставлены Украине, не самых последних модификаций, а потому имеют упрощённую схему и систему полуактивного наведения типа автопилота. То есть ракета наводилась на цель только при «подсветке» радаром, а сама головка ракеты не была способна прямо со старта захватывать цель. По словам аналитиков, российские военные научились сбивать такие ракеты, тщательно изучив траекторию их полёта. Для этого они вычислили, как обычно летают ракеты, с какой скоростью и дальностью, какие имеются отклонения – предельные значения по углу, по месту и т.д. Полностью выяснив характеристики полёта этих ракет, было определено, на какой дальности следует их захватывать на автоматическое сопровождение. Другой причиной успешного противодействия HIMARS могла стать постановка помех для работы приёмников GPS. Теперь, по оценкам экспертов, российская ПВО способна сбивать более 80% этих ракет, что делает их применение на фоне высокой цены неэффективным.
Также идёт работа по подавлению узлов связи, что ведёт к нарушению обмена информацией командования противника. Так, 2 мая группировка «Юг» отчиталась об уничтожении украинского узла связи. Кроме того, сообщается, что российские силы РЭБ научились нарушать работу самых современных средств связи, причём глушат практически всё, вплоть до терминалов Starlink. Всё это вкупе могло стать причиной, по которой Киев решил отложить наступление в поисках новой стратегии.
Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования
– В настоящее время российское командование стремится максимально уменьшить потенциал украинской армии. В последнее время был нанесён ряд мощных ударов по резервам и коммуникациям ВСУ, которые можно назвать упреждающими. Они нанесли серьёзный урон по наступательному потенциалу украинской армии – как по живой силе и технике, так и по производственным мощностям, где ещё производилось оружие. Не исключаю, что в ближайшее время могут быть нарушены системы боевого управления ВСУ. Также не исключаю, что российские военные при необходимости способны вывести из строя спутниковую систему, обеспечивающую ВСУ данными. Все эти меры в совокупности приведут к сильным потерям ВСУ в ходе контрнаступления или вообще могут даже сорвать его.