Разрыв всех связей с Россией стал основным трендом политики Киева. Как рассказали «Известиям» источники в Верховной раде, украинские националисты подхватили идею директора Украинского института национальной памяти (орган исполнительной власти страны) Владимира Вятровича разорвать даже «родственные связи» украинцев с россиянами и разрабатывают законопроект на основе высказанных идей историка. Другое дело, что официально запретить населению Украины общаться с родственниками в России на практике очень сложно, зато можно минимизировать контакты, возведя дополнительные преграды.
На днях Владимир Вятрович заявил: все, что отдаляет украинцев от России, идет на пользу стране. Поэтому надо отказаться от всего, что «удерживает отношения» между двумя соседями, а в первую очередь от экономики, языка, истории, культуры, традиций и семейных уз. По словам источников «Известий» в Верховной раде, идея заставить украинцев порвать связи с родственниками в России была воспринята на ура, поэтому теперь необходимо оформить подобную инициативу законодательно. Однако у тех, кто собрался «запрещать российских родственников» возникли проблемы, поскольку «хорошую» идею надо как-то реализовать, а как это сделать технически — пока неясно. Возможно, родственников в России придется декларировать.
Один из собеседников «Известий» отметил, что фактически ставится задача построить «мононацию», а многовековая взаимосвязь с Россией этому явно мешает. Поэтому, к примеру, поездки к российским родственникам вполне можно причислить к угрозам национальной безопасности Украины. Другой источник отметил, что «инициатива прорабатывается», но «надо учесть очень много нюансов». К тому же, «слова Вятровича – вброс с несколько завышенным градусом, чтобы потом можно было принять законопроект в более мягкой форме». Один из вариантов – начать «забывать о России» с чиновников, а простых людей пока не трогать.
Депутат от «Оппозиционного блока» Евгений Балицкий также подтвердил «Известиям», что идею Владимира Вятровича «приоденут» законодательно, хотя это и будет противоречить принципам демократического государства.
— У наших стран и народов много общего. И наша задача, наоборот, сохранять все те базовые вещи, на которых строятся наши братские связи. Однако националисты пытаются все это разорвать, эксплуатируя уже небольшой электоральный сегмент, который по-прежнему готов их поддержать. На мой взгляд, на законодательном уровне в нормальной стране такого происходить не должно, но с нынешней властью это (законопроект — «Известия») весьма вероятно, — сказал Евгений Балицкий.
По его мнению, «инфекция, поддержанная Западом, разлагает общество», используя языковые, религиозные и даже родственные факторы. Депутат считает, что властным кругам выгодно «эксплуатировать идею», которая бы наглухо закрыла дверь в Россию. Однако в регионах, по его словам, «растет ненависть к власти», поскольку антироссийских инициатив с 2014 года было много, а внутренняя ситуация на Украине к лучшему так и не поменялась.
Директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов в разговоре с «Известиями» выразил мнение, что узаконить разрыв родственных связей с Россией в XXI веке практически невозможно. По его мнению, цель — еще больше накалить атмосферу и тем самым расчистить путь для менее радикальных инициатив, но все же антироссийских.
— В теории представить такое можно, но на практике осуществление подобных идей чревато серьезными последствиями. Вятровича используют как идейный ледокол: он вбрасывает на первый взгляд безумную, радикальную, маргинальную идею, а потом мейнстримовые политики продавливают пусть внешне менее радикальные идеи, но двигающиеся в том же направлении, — сказал Владимир Корнилов.
Политолог отметил, что при всем безумии таких заявлений украинские националисты последовательно реализуют лозунг, сформировавшийся при их предшественниках в 30-е годы: «Прочь от Москвы». Поэтому, по мнению эксперта, ничего радикально нового президент Института национальной памяти не сказал.
В любом случае то, что подобные идеи появляются на Украине, настораживает. Даже если законопроект в итоге не будет разработан в полном соответствии со словами Вятровича, каких-то ограничений все-таки стоит ожидать. Тем более, что к «безумным законам», которые принимаются в Верховной раде последнего образца, уже все привыкли. За эти годы «российского» на Украине было запрещено уже немало, поэтому «запрет» родственников вполне мог бы стать «венцом» постмайданной власти. Если, конечно, раньше не произойдет каких-то системных сдвигов.