В России уже 1 марта 2022 года вступят в силу новые Правила эксплуатации жилья — документ, предусмотренный Жилищным кодексом и уточняющий его положения, но при этом не проходивший полноценного парламентского обсуждения. Эти новые правила, в частности, ставят вне закона остекление балконов без утвержденного (и единообразного для всего многоквартирного дома) архитектурного проекта. За нарушение предусмотрен штраф в 5000 рублей, а главное — владельцам предпишут привести все в исходное состояние.
Тема остекления балконов «не по уставу» не могла не взволновать москвичей: с середины 1980-х, когда за это самое остекление перестали преследовать, почти все уважающие себя квартировладельцы эту процедуру проделали. А унифицированных стандартов этого остекления для старых домов как не было, так и нет: лишь в современных домах (всегда) или при грамотном капитальном ремонте (иногда) попадается унифицированное остекление.
Есть ли повод для волнения? По всей вероятности, нет: уже в понедельник, 6 декабря, Минстрой поспешил успокоить граждан — штрафы для физических лиц, собственников квартир, за незаконные перепланировки (в том числе, в некоторых случаях, касающиеся балконов) как были, так и остаются. А новые правила закрывают существовавшую раньше правовую лакуну, когда в неприватизированных квартирах (соцнайм) и при договоре об аренде специализированного жилого фонда (ведомственное жилье) отвечать за перепланировки было некому.
«Новые правила пользования жилыми помещениями не вводят новых требований для граждан-собственников жилья, — говорят в Минстрое. — Ключевым отличием нового приказа, вступающего в силу с 1 марта 2022 года, от действующих правил является то, что согласно документу требования к пользованию жилыми помещениями предъявляются не только к гражданам, но и к юридическим лицам, которые являются собственниками помещений. Штрафы за остекленные балконы не являются нововведением, они существовали и прежде. Надзорные органы имеют право и сейчас применять штрафные санкции при нарушении правил перепланировки и переустройства, а также региональных правил благоустройства, если они содержат требования к внешнему виду зданий».
Таким образом, в целом мало что меняется. Но при этом норма, позволяющая карать за нарушения и перепланировки, в том числе касающиеся балконов, продолжает существовать. Согласно тем же Правилам эксплуатации жилья — и в действующем, и в будущем вариантах, — внешний вид дома может регламентироваться муниципальными и региональными нормативно-правовыми актами. И потому в Минстрое, комментируя новость, посоветовали всем, кто задумал перепланировку, ознакомиться с местными правилами благоустройства.
— В Москве с 2011 года, по постановлению правительства Москвы №508-ПП, не считается перепланировкой остекление балконов, иными словами, оно легально и без согласования, — рассказал «МК» юрист Алексей Голубев. — Но в этом документе существует одна оговорка, которая резко усложняет ситуацию. Допускается без согласования только такое остекление балкона, которое «не изменяет архитектурный облик здания». При этом критерии изменения архитектурного облика не даются. На практике людям можно посоветовать только делать «как все» — если на фасаде достаточное количество балконов уже остеклено, можно проводить эту операцию без опаски. При выборе метода, цвета остекления также надежнее всего ориентироваться на соседей.
Как рассказали «МК» в одной из столичных компаний по остеклению окон и балконов, наиболее популярными из «конфликтных» технологий являются: вынос остекления за пределы балконной решетки, замена решетки на глухую стену, устранение перегородки между балконом и комнатой, перенос контура отопления.
— Все эти вещи клиенты часто заказывают, но в последние пять лет мы не беремся за это, — рассказал специалист. — Стараемся объяснить, что это незаконная перепланировка, и согласовать такое никогда не удастся. Начнем с разборки фасадной стены: это грозит обрушением самого фасада. Перенос коммуникаций — то есть контура отопления — обычно сопряжен как раз с демонтажем фрагмента стены, поэтому также запрещен. Относительно глухого ограждения из пеноблоков — прямого запрета нет, но нельзя превышать допустимую нагрузку на балконную плиту. А рассчитать эту нагрузку крайне трудно. Поэтому, если балкон «перегружен» по сравнению со штатным состоянием, это не согласуют. Вынос — это незаконное расширение площади балкона и, опять же, лишняя нагрузка на балконную плиту. Не знаю ни одного случая за последние десять лет, чтобы эти вещи получали визу БТИ.
В целом же, если не «выпендриваться», штраф за уже остекленный балкон обычным москвичам платить не придется. В Минстрое также подчеркнули, что новые Правила обратной силы иметь не будут. Другое дело, что эстетичный и единообразный внешний вид московским домам не грозит именно поэтому: большинство москвичей себе уже остеклили балконы, причем кто во что горазд. И унифицировать тут уже мало что возможно.
— Даже в смету капремонта унификацию балконов не включают, если только это не решит общее собрание собственников и не соберет на это дополнительные сверх регионального стандарта деньги, — рассказали «МК» в ГБУ «Жилищник» одного из районов СЗАО. — И дело тут не только в том, что остекление по единому образцу не входит в региональный стандарт, но и в конфликтности этой операции. Выполняя капремонт одного из домов в соседнем районе, мы столкнулись с боязнью собственников, что придется «перестеклять» балконы, а они категорически этого не хотели. И понятно почему: менять остекление — это грязь, перетряска всех балконов, а у многих они обжиты за много лет и превратились в дополнительные комнаты. Так что это и к лучшему: меньше ругани.
Добавим: за те тридцать с лишним лет, что остекление балконов в Москве разрешено, успело вырасти не только поколение рачительных хозяев, обживших дополнительную площадь квартиры, но и поколение «эстетов», предпочитающих видеть на незастекленном балконе плетеные кресла, столики и максимум — красивый шоссейный велосипед. И сейчас уже, кажется, никакие самые строгие правила не способны унифицировать такие разные установки. Да и, собственно, надо ли?