Пятое чемпионство. Особый статус. Первая золотая звезда. Все это вдохновило Nike на запуск кампании «Играй и властвуй», в рамках которой футболисты «Зенита» и их главный тренер Андре Виллаш-Боаш предстали в образе аристократов XIX века. Оценив путешествие футболистов во времени, «Большой спорт» решил пообщаться с одним из кавалеров – вратарем Юрием Лодыгиным, который в этом сезоне обновил рекорд «Зенита» по количеству матчей на ноль и готов совершить то же самое в играх за национальную сборную.
Сезон завершен. Как бы вы его оценили?
Все-таки чего-то не хватило. Это и ранний вылет из Кубка России, и желание сыграть в финале Лиги Европы. У нас было все, чтобы пройти так далеко, но мы допустили кое-какие ошибки, за что и поплатились. Радует чемпионство. Мало того – мы добились права добавить на свой логотип золотую звезду. На мой взгляд, эта победа лучше всех предыдущих. Я чувствую, что «Зенит» обрел особый статус. Если хотите – вошел в когорту клубов‑аристократов, завоевавших большое количество титулов.
А оценка вашему тренеру – Андре Виллаш-Боашу?
На мой взгляд, он провел очень качественный сезон. По-своему умеет настраивать, привил команде спокойствие, уверенность.
Как по вашей версии выглядит тройка лучших футболистов России? Но есть условие: вы можете включить в нее только одного игрока «Зенита».
Ха-ха! Я не могу этого сделать! Для меня Халк и Вицель – лучшие футболисты премьер-лиги. К ним бы я добавил Романа Еременко из ЦСКА. Он колоссальный, очень важный игрок.
Вы провели свой лучший сезон: и чемпионат выиграли, и обновили рекорд «Зенита» по количеству игр на ноль, проведя 24 сухих матча. Рассчитываете, что это повлияет на решение Фабио Капелло, кому доверять место в воротах?
Слышать про свои мини-достижения приятно. Но я не могу кричать «Дайте мне шанс». Нет, я не думаю об этом. Самое важное – помогать команде в нужный момент. Для этого необходимо больше и лучше играть, завоевывать чемпионства и выступать в еврокубках. Так мы, футболисты, и растем. Так завоевываем доверие. Надо готовиться, тогда рано или поздно и мой шанс придет.
Капелло – самый жесткий тренер в вашей карьере?
Я бы не сказал, что он жесткий. Просто очень дисциплинированный. И требует того же от подопечных. И на поле, и за его пределами. У каждого тренера свой подход. Капелло предпочитает ограждать игроков от всяких нефутбольных тем. Пытается дать понять, что мы ничем не хуже ребят из лучших лиг Европы.
Сборная России занимает третье место в своей отборочной группе к чемпионату Европы. «Справедливо. Заработали ровно столько очков, на сколько наиграли», – заявил нам Сергей Игнашевич. Вы с ним согласны?
Конечно, как не согласиться. Тут не на что жаловаться: все исправить можем только мы сами. Набирать максимум очков – вот наша задача.
Вы сыграли в печально знаменитом матче Черногория – Россия. Что происходило в подтрибунном помещении, когда арбитр дважды уводил команды с поля?
Ничего особенного. Все находились в раздевалке, ждали решения судьи – прерывать матч или нет. Хотя чего там было думать: на стадионе сложилась явно не футбольная атмосфера.
Вам было страшно?
Мне никогда не страшно.
После Евро‑2016 у россиян вообще не будет официальных матчей. Это проблема?
Не думаю. Я много раз говорил, что профессионал должен уметь настраиваться на каждую игру. И ждать, быть готовым к любому матчу – даже товарищескому.
РФС критикуют за выбор соперников для контрольных матчей. Сначала был Казахстан, теперь Белоруссия. С кем бы вы хотели сыграть?
Тут не до выбора. В матче против любой команды ты должен доказывать свой уровень.
И все-таки?
Ну Германия, Бразилия, например.
Не умолкают дискуссии вокруг лимита на легионеров. Его ужесточение поможет сборной?
Я думаю так: если ты, игрок, соответствуешь уровню определенной команды, правильно тренируешься и выкладываешься на поле, а тебя за это ценят, тогда ни лимит, ни легионер не помеха. Главное – хвататься за шанс, который тебе выпадает, и не допускать ситуации, чтобы потеряли веру в тебя.
До того как оказаться в «Зените», вы поиграли в греческом чемпионате. Но начали со второй лиги. Расскажите, что это такое.
Довольно сложный чемпионат. Все пытаются сыграть максимальное количество игр. Там выступает много возрастных футболистов, которые уже завершают свой путь в футболе, а молодые имеют возможность у них чему-то научиться, получить опыт. Но в низших дивизионах все очень-очень сложно с экономической точки зрения. Зарплату, например, могут не платить месяцами.
Как выкручивались?
По-разному. Кто-то помогал, бывало, занимали по 20–50 евро, чтобы себя прокормить. Можно сказать, я одно время голодал. В обед и вечером ел только макароны.
Самая запоминающаяся история, которая произошла с вами в Греции?
О, это когда родилась дочка. Я из Питера улетел в Грецию, где прошли роды. Увидел ребенка, потом на тачке мчался в соседнюю Турцию. Там сел на самолет и полетел на игру в Екатеринбург. Приземлился в 6 утра, а через 10 часов вышел на матч. Было тяжело, но мы выиграли.
Я слышал историю, как вы переходили в «Зенит». В 2013‑м на матче Panathinaikos – Xanthi присутствовал российский журналист, которому очень понравилась ваша игра. В тот же вечер он написал вам в социальной сети с просьбой об интервью. Спустя пару дней оно было опубликовано и замечено известным агентом, приближенным к руководству «Зенита». Он связался с тем журналистом, после чего состоялся ваш трансфер. Это правда?
Вот честно – не помню. Конечно, я рассчитывал, что если проведу хорошую игру с лидером, на меня обратит внимание Olympiacos или кто-то другой. Но «Зенит» – о таком я даже подумать не мог. Когда отыграл последний матч в сезоне, в Грецию приехал генеральный директор «Зенита». Тогда я узнал, что клуб уже отправлял специалистов понаблюдать за мной. Это был Михаил Бирюков. Вскоре я прилетел в Санкт-Петербург, обновил просроченные паспорта, прошел медосмотр и подписал контракт. Все произошло очень быстро, как в сказке.
Российская молодежь потянулась за рубеж – где платят немного, зато предоставляют игровое время и дают шанс засветиться перед скаутами больших клубов. Как полагаете, им стоит рассматривать греческий чемпионат?
Думаю, да. Греция – страна талантов. Просто нужны люди, которые сумеют их контролировать. А то у многих проблема: когда начинают играть, ловят звезду и летают в облаках, теряя все, что они строили так много лет.
Вы продлили контракт с «Зенитом» на пять лет. А если поступит интересное предложение из-за рубежа?
Есть мечта – поиграть в сильнейших чемпионатах. Но пока у меня есть к чему стремиться вместе с «Зенитом».
Читая это интервью, люди обратят внимание на фотографии, где вы в компании партнеров по «Зениту» позируете в форме аристократа. Вам было комфортно в таком образе?
Непривычно – все-таки это XIX век. Но очень приятно, серьезно и солидно. Лично для меня это честь.
В этом году «Зенит» празднует 90‑летний юбилей. А где вы видите клуб через 10 лет?
Я думаю, там же – на Cтрелке, где мы отпраздновали чемпионство в этом году. Было очень круто. Обязательно повторим.