Герои видеороликов второго по популярности в мире интернет-ресурса — видеохостинга YouTube — с ежемесячной глобальной аудиторией 2,49 млрд человек замерли на экранах российских пользователей. Иногда их движения «размораживаются», но в любой момент могут опять «зависнуть». Подобного рода замедления в загрузке информации с YouTube начались в РФ в конце июля. Всплеск жалоб на его работу произошел 8 августа, и до сих пор российским пользователем приходится помучиться, прежде чем посмотреть выбранный видеоконтент.
Четкого объяснения трудностей работы американского видеосервиса на российской территории пока нет. Одни говорят о происках российских властей и преследовании сайта по политическим мотивам, другие винят американский видеохостинг в том, что он не поддерживает свою инфраструктуру в России.
Принадлежащий американской корпорации Google сервис YouTube занимает третье место среди самых популярных интернет-площадок в РФ. По данным Mediascope, по итогам первого квартала текущего года среднемесячный охват видеохостинга составил 96,5 млн пользователей. По этому показателю YouTube обгоняют только поисковики — «Яндекс» (100 млн) и Google (99,6 млн; см. график).
До последнего обострения геополитической ситуации бизнес YouTube в России развивался весьма неплохо. До 2022 года его выручка в РФ оценивалась в десятки миллиардов рублей в год (официально YouTube не публикует объемы выручки по странам). Неплохо зарабатывали на этой цифровой площадке и российские блогеры. По данным российской Ассоциации блогеров и агентств (АБА), только первая десятка крупнейших по охвату аудитории российских блогеров в 2023 году заработала на своих YouTube-каналах 1,2 млрд рублей. В частности, лидирует в этом рейтинге канал о гаджетах и технологиях Wylsacom Валентина Петухова, чьи рекламные доходы по итогам прошлого года составили 288 млн рублей. Второе место занимает Ксения Собчак с показателем выручки 235 млн рублей. На третьей позиции блогер Влад А4, который заработал на своем YouTube-канале 218 млн рублей. Далее следуют Юрий Дудь (признан Минюстом иноагентом; 130 млн рублей), Дмитрий Гордей (103 млн рублей), Михаил Кац (признан Минюстом иноагентом; 89,5 млн рублей), HiMan (76 млн рублей), Антон Шастун (66,5 млн рублей).
Но на прошлой неделе американский видеохостинг лишил российских контентмейкеров возможности зарабатывать на рекламе на своем канале: 12 августа YouTube официально отключил Россию от сервиса AdSense — программы от Google, которая автоматически размещает на веб-сайтах подходящую по контексту рекламную информацию. То есть теперь реклама не будет попадать на канал автора из России. Раньше российские блогеры на Youtube имели сложности только с банковскими переводами от американского видеохостинга, которые, впрочем, разрешались с помощью открытия счетов в банках других стран. Теперь же они совсем лишились возможности монетизировать контент и зарабатывать на своей аудитории в YouTube.
На фоне всех этих событий российские авторы каналов на YouTube говорят о резком падении своей аудитории. «У моего канала на YouTube 65 тысяч подписчиков. Замедление платформы я ощущаю довольно остро — в два раза упали показатели числа суточных просмотров, а также суточного времени, которое пользователи тратят на просмотр контента, — рассказал “Моноклю” Алексей Якубан, коуч, член Федерации профессиональных коучей и наставников. — Я зарабатываю на продаже своих инфопродуктов. Пока на доходе замедление Ютуба явно не отразилось, потому что прошло еще слишком мало времени. Но логично предположить, что, если трафик упал в два раза, значит, скоро и доход сократится».
Политическая цензура
Американцы давно используют свои мощные цифровые сервисы как инструмент политического влияния во всем мире. YouTube после начала СВО сразу занял однозначную позицию, начав цензурировать пророссийскую точку зрения в освещении конфликта. По оценкам Роскомнадзора, с 2020 года YouTube заблокировал более 200 каналов из РФ, из них 83 — в текущем году. При этом видеохостинг отказался удалить более 61,3 тыс. запрещенных на территории России материалов.
В связи с откровенным цензурированием российского контента Роскомнадзор неоднократно угрожал заблокировать деятельность YouTube в России. И сейчас представители американского хостинга отрицают свою вину в торможении работы в России, заявляя, что российский регулятор начал исполнять свои угрозы. Однако российские власти отрицают, что они целенаправленно блокируют американский видеохостинг. О том, что у Кремля планов ограничить доступ к YouTube в России нет, недавно официально заявил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Впрочем, ряд российских СМИ со ссылкой на анонимные источники в силовых структурах, администрации президента и других структурах настаивают на том, что такой план есть. Например, о сценарии полной блокировки YouTube ближайшей осенью публично говорит аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин, который ссылается на «пару информированных источников, имеющих отношение к ситуации». В своем блоге он резко критикует позицию российских властей за то, что они открыто не могут признаться, что YouTube — это угроза информационной безопасности России и что его блокировка — это инициатива регулятора, который использует имеющиеся в его распоряжении так называемые ТСПУ, технические средства противодействия угрозам, которые устанавливаются на сетях операторов связи согласно вступившему в силу еще в мае 2019 года закону «О суверенном Рунете».
Или технический сбой?
Российские регуляторы в лице Роскомнадзора», а также «Ростелекома» и других структур настаивают на другой версии причин замедления YouTube в России. Они говорят о деградации оборудования компании на территории РФ. Речь идет о так называемой сети доставки контента (CDN, Content Delivery Network). А CDN компании Google под YouTube во всем мире, в том числе в России, называется Google Global Cache (GGC).
Источник на телеком-рынке рассказал «Моноклю», что раньше любой российский оператор связи даже с небольшим потреблением трафика действительно мог обратиться в Google и получить так называемый кеширующий сервер — оборудование, которое помогало бесперебойно доставлять контент пользователям даже в отдаленных российских регионах. Однако уже два года эта работа не ведется, серверное оборудование Google Global Cache в России не обслуживается и не обновляется, что приводит к его деградации. По оценке ComNews Research, в начале 2022 года на сетях российских операторов действовало около 700 кеширующих серверов GGC, а к концу 2023-го их количество сократилось примерно до 450.
Сейчас операторы связи официально почему-то воздерживаются от комментариев этой острой проблемы (не ответили они и на вопросы «Монокля»). Но раньше они открыто говорили об этой проблеме. Например, дискуссия об этом велась еще в конце ноября 2023 года на статусной конференции «Пиринговый форум — 2023», которая прошла в конгресс-центре Центра международной торговли в Москве, где представители телекоммуникационной- и медиаотрасли традиционно обсуждают ключевые вопросы развития российского рынка инфраструктуры, сервисов и видеоконтента.
«Рано или поздно серверы Google Global Cache закончат существование — либо в силу естественного износа, либо их мощностей не хватит, чтобы обеспечить нужный объем трафика, — заявил тогда в своем выступлении Константин Колесов, руководитель по стратегическому развитию передачи данных ПАО “Вымпелком” (торговая марка “Билайн”), которого цитирует отраслевое издание ComNews. — От этого пострадает качество, особенно на shorts (коротких видео). Маленькие видео должны быстро загружаться и сразу в хорошем качестве. Поэтому сначала “поплывет” качество YouTube в регионах, затем трафик начнет перекладываться на Москву и Петербург, нагружать магистральные сети все больше и больше».
«В ближайшее время скорость доступа к видеоконтенту Google, очевидно, ухудшится, если не предпринять какие-то действия. Как следствие, пользователи будут смотреть ролики YouTube в низком качестве или доступ к ним будет прерываться. Вряд ли пользователи будут этому рады», — предупреждал о возможных сбоях на конференции в ноябре прошлого года Ярослав Городецкий, генеральный директор провайдера «СДН-Видео».
Есть ли альтернатива?
Будет ли YouTube полностью заблокирован в ближайшее время, прогнозировать сложно. Вполне возможно, что события вокруг YouTube — часть очередного наступления российских властей на недружественные западные интернет-ресурсы. В начале августа депутат Госдумы от ЛДПР Алексей Диденко пообещал, что в России в скором времени будут вообще заблокированы все сервисы Google, Android и iOS. Правда, при этом депутат добавил, что это его личный прогноз. В полную реализацию такого сценария верится с трудом. Если без отдельных сервисов Google, таких как Gmail или Google Docs, многие рядовые пользователе смогут прожить, то как миллионы российских граждан в одночасье расстанутся со смартфонами на американских операционных системах Android или iOS, представить трудно.
Кстати, Mediascope констатирует, что на фоне шума вокруг YouTube, его аудитория в России временно выросла. Более того, операторы связи говорят о серьезном скачке общего трафика в российских сетях, который после замедления YouTube увеличился на внушительные 5‒10%. Специалисты объясняют это попытками пользователей скачивать любимые видео из YouTube, пока он не остановился окончательно.
Но даже при росте трафика российские операторы связи не рады замедлению YouTube. Некоторые абонентов начали лихорадочно переключаться от одного провайдеру к другому, чтобы найти каналы, где YouTube все еще работает. В частности, представители ассоциации «Ростелесеть» (объединяет более 200 региональных операторов связи) и Ассоциация малых операторов связи регионов (АМОР, объединяет 120 компаний) обратились с письмом в Минцифры и Роскомнадзор с требованием разъяснить причины замедления работы YouTube, из-за чего провайдеры «массово теряют абонентскую базу».
Между тем на фоне замедления YouTube резко поднялся интерес к российским видеохостингам, самые популярные из которых — «VK видео», Rutube, Nuum, «Дзен», «Платформа». Пресс-служба VK сообщила, что после замедления YouTube число скачиваний приложения «VK Видео» выросло в 4,5 раза относительно среднемесячных значений. А суммарное суточное время просмотра в приложении «VK Видео» в первую неделю августа возросло в 2,6 раза, превысив 5 млн часов. Среднесуточная же аудитория десктопной и мобильной версий другого российского видеохостинга, Rutube, среди россиян старше 12 лет летом этого года выросла в 2,1 раза по сравнению с прошлым годом и достигла 4,4 млн человек.
Безусловно, прежде всего по объему контента, а также по уровню сервиса российские видеохостинги серьезно уступают YouTube, но сейчас для них открывается уникальное окно возможностей. «Российским платформам предстоит заработать долгосрочную устойчивую репутацию у потребителя, такое за два дня не делается, — рассуждает эксперт Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Андрей Шаромов. — Сегодня россияне миллионами переходят с YouTube на российские платформы. Вслед за ними идут рекламные бюджеты и инвестиции в развитие технологий. А когда завершится горячая фаза геополитической конфронтации и состоятся взаимоприемлемые договоренности, конкуренция с зарубежными платформами может вновь усилиться».
«Возможные потери российских блогеров в связи с отключением монетизации сервиса YouTube на территории Рунета можно оценить до 30 миллиардов рублей в год, — продолжает Дмитрий Морковкин, доцент кафедры экономической теории Финансового университета при правительстве РФ. — Тем не менее, по нашему мнению, большинство блогеров смогут адаптироваться в сложившейся ситуации, поскольку реальная альтернатива сервису YouTube в России существует. Многие блогеры и авторы контента стали переходить на такие площадки, как “Яндекс Дзен”, Rutube, еще с введением первых пакетов антироссийских санкций в 2022 году. Более того, набирают популярность такие приложения, как “VK видео”: за год работы его скачало 20 миллионов пользователей. Перечисленные российские сервисы, на наш взгляд, со временем смогут усилить свои позиции и действительно стать достойными аналогами видеохостинга YouTube».