Вчера, в день финала чемпионата мира по футболу и заслуженного триумфа России как страны-организатора, Владимир Путин продлил безвизовый въезд в Россию для иностранцев по фан-id аж до конца года. Больше всего, я думаю, этому «обрадовались» сотни нелегалов-нигерийцев, проникших к нам под видом болельщиков и оказавшихся у разбитого корыта. Если раньше у них была хотя бы призрачная надежда быть депортированными на родину к началу августа, когда закончит свой срок действия паспорт болельщика, то теперь им тут куковать на законных основаниях как минимум до Рождества.
Весь этот месяц нигерийцев наблюдали по всей стране — в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, спящими на лавочках в парках, христарадничающими у мечетей и храмов. Московские нигерийцы ночевали в залах ожидания, питерские — десятками рванули к Выборгу, чтобы «под дурачка» волшебным образом просочиться через границу с Финляндией и попросить убежища в богатой Европе.
Черный символ московского мундиаля. Почему-то не жители Конго, Южного Судана или других не менее бедных стран Африки, а именно нигерийцы стали воплощением великой русской мечты — получить халяву, и сразу. Под прикрытием ЧМ они поперлись массово в Россию за хорошей жизнью. Заранее облачившись в меховые куртки и шапки, на ногах — пляжные шлепанцы. Взяли с собой все — кроме денег.
Их истории, рассказанные как под копирку, словно синопсис старой детской сказки «Как Иван-дурак за чудом ходил». Слушаешь — и диву даешься. Ну как такое может быть? Отдать первому встречному парню, показавшемуся хорошим человеком, на своей нигерийской стрит семейные сбережения не одного года (на минутку, средняя зарплата в Нигерии 5 долларов в день), приобрести у него за 250 долларов вообще-то бесплатный для всех фан-id, еще за $500 билеты на самолет и на самые последние кровные — билет на любой футбольный матч отборочного тура, на какую-нибудь Панаму—Тунис. Без подтверждения отеля, без знания языка.
«Сказали, прилетите в Москву, выйдете из здания аэропорта направо, там стоит завод и нужны рабочие, заработаете хорошо, женитесь, купите дом», — сетуют теперь нигерийцы. Их сказка закончилась сразу же по прилете в Москву. Карета обернулась тыквой, а обратные билеты аферисты аннулировали.
«Такого просто не может быть! Придумай что-нибудь поумнее!» — строго сказала моя редактор. «Наверняка эти хитрые нигерийцы все заранее просчитали, ну нельзя же быть такими идиотами?»
Оказывается, можно. Да, нигерийцам легко навешать любую лапшу на уши, потому что и они, в свою очередь, способны увлечь миллионы выдумками про «нигерийские письма счастья» и завещанные нам с вами миллиарды. Их ВВП напрямую зависит от прибыли за нефть (8-е место в мире по продажам черного золота) и еще от доходов интернет-мошенников. В 2006 году журнал «Forbes» поставил выдуманного принца Абакалики Нигерийского на 9-е место в своем списке 15 богатейших вымышленных персонажей, оценив его состояние в $2,8 миллиарда.
Именно потому что сами нигерийцы верят в такие вот сказки, они и умеют их хорошо рассказывать. Они в них живут. «Видишь, у некоторых странные надрезы на щеках? — спросила у меня Юлия Силуянова, координатор общественного движения против рабства «Альтернатива», когда правозащитники приехали в один из московских аэропортов, чтобы покормить голодных и прячущихся по углам нигерийцев. — Это все колдовство вуду. Когда ребенок заболевает, ему делают такие насечки и проводят специальный обряд, чтобы спасти».
Те, кто выжил, живут долго и несчастливо. 70% нигерийцев обитают за чертой бедности. Соленые слезы попадают в свежие ранки, и малыш испытывает жуткое жжение всякий раз, когда ему захочется плакать. И постепенно отвыкает. Ни разу на этом чемпионате я не видела плачущих взрослых нигерийцев. Даже тех, кто ночевал на тротуаре у стен своего посольства, поверив обещаниям родных дипломатов, что завтра за ними пришлют отдельный самолет...
Пока что дипконсульство Нигерии соглашалось только лишь оплатить еще на несколько дней пребывание своих граждан в хостелах. Но страждущих все больше и больше, их сотни, уже и из других городов подтягиваются, а надежды на то, что удастся их отправить восвояси и за государственный счет теперь, когда Путин официально разрешил тусоваться по паспортам болельщиков вплоть до Нового года, нет.
Сейчас об этих потерянных детях Африки пишут все СМИ, они в топе новостей. Но праздник прошел. Футбол уедет. Нигерийцы останутся.
И что нам с ними тогда делать? Просто забыть о том, что они существуют? Как не замечаем тысячи нигерийских путан, которых уже не первый год под видом студенток завозят в Россию и оставляют здесь в сексуальном рабстве. Многие девушки, конечно, и сами знают, что едут заниматься проституцией, но не за бесплатно же и не по десятку мужчин в день, 5–6 тысяч клиентов за всю короткую «карьеру». Эти несчастные периодически выпрыгивают из окон многоэтажек, спасаясь от садистов-клиентов; лучше смерть, чем такая жизнь. Помощи им ждать неоткуда.
Но для криминальной африканской диаспоры это вообще не проблема — молодые парни, которые сегодня застряли в России; лишних рук в грязном промысле торговли наркотиками и оружием не бывает. Это пока что нигерийцы, улыбаясь, раздают за бесплатную кормежку листовки у метро. И для них наши залы вылета, где им приходится ночевать, и туалеты в аэропортах — настоящие дворцы по сравнению с трущобами родного Лагоса. Выбились, что называется, в люди. Посмотрели белый свет.
Потом они привыкнут к такой жизни, и тогда заплачем уже мы.