Век лейтенанта Вавилова
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Сергей Шахиджанян. Вечерняя Москва
Ветеран войны и труда Иосиф Александрович Вавилов отпраздновал свое 100-летие. Корреспондент «Вечерней Москвы» проведал ветерана и поздравил его со столетним юбилеем. Иосиф Александрович сразу предложил корреспонденту «ВМ» махнуть 100 боевых сто грамм. Чаю.
— Сто лет — по сто грамм? — улыбаюсь я.
— Ну да. Будет 110 — тогда по 150! — шутит ветеран.
Сам он не пьет. Врачи запрещают. Так за чашкой чая мы и провели в беседе несколько часов.
— Нас у родителей было девять ртов, плюс еще тетка — она учительницей работала, — рассказывает Иосиф Александрович. — Жили бедно, голодали, а я очень хотел учиться, чтобы в люди выйти.
— В Москву из городка Ливны (Орловская область. — «ВМ) я приехал почти без денег. Это было в 1934-м, — вспоминает ветеран. — Впрочем, денег мало было и потом. Пришлось учиться и работать. Спал где придется, а те вещи, которые были, умещались в небольшой узелок. А как окончил вечернюю школу, сразу поступил в Горный институт на рабфак. Там проучился три года и даже получал стипендию — 34 рубля! Экономил на всем, брался за любую работу, чтобы ухитриться домой лишнюю копеечку послать.
Угол, который Иосиф снимал, был крохотной частью перегороженной простынями на несколько частей комнаты. Позже, когда ему дали место в общежитии — в комнатушке на 10 человек, у него уже была своя кровать, тумбочка и даже место в шкафу. Вот это был праздник!
— Но теперь я учился днем, а вечером мешки таскал, на стройки ходил, — ветеран не спеша отхлебывает сладкий чай. — После рабфака поступил в Горный институт и стал получать стипендию уже 120 рублей. Это было в 1934 году. А после третьего курса пошел работать на завод «Оргметалл» в Лужниках.
Помнит Иосиф Александрович и 22 июня 1941 года... Он тогда с другом проходил практику в Кемерове, и в тот день у них были билеты на поезд обратно в Москву.
— Вокзал в Кемерове — чуть побольше нашей кухни, где мы сейчас с вами сидим. Так, сарай, и галдеж такой, что ничего не услышать. — Иосиф Александрович немного задумывается. — Под потолком «зала ожидания» висела черная тарелка-громкоговоритель, и что-то меня тогда насторожило, я не услышал, а скорее почувствовал, что оттуда уже звучит «важное сообщение». Тогда я встал на стол и ухом припал. И услышал, как Молотов говорил о нападении на нашу страну. Тогда я громко крикнул: «Тихо! Война началась!»
Из Москвы в Кемерово мы ехали сутки, дорога обратно заняла три недели. В столице выяснилось, что институт эвакуирован в Пермь. Нас, кто остался, собрали, спешно вручили диплом и передали в распоряжение майора с фамилией Дзе.
— Вы лейтенанты уже, но ваши знания нужны будут Красной армии, чтобы вы могли строить военные аэродромы — их понадобится много, — сказал он нам. — Завтра встречаемся на Ленинградском вокзале в 10 утра.
Оттуда и начался его путь — в годы войны в СССР было построено рекордное количество военных аэродромов.
— 9 Мая я встретил в Польше, нес тогда вахту на одном из военных аэродромов, и вдруг везде включили свет. Все закричали «Победа!», так мы узнали, что фашистская Германия капитулировала.
После войны Иосиф Александрович продолжал строить аэродромы. А затем возглавил аэродромную службу ВВС Московского военного округа.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Иван Слухай, председатель Московского комитета ветеранов:
— Такие люди, как Иосиф Александрович Вавилов, — всегда на счету и всегда получают большую славу среди народа. Конечно, трудный путь был у Иосифа, главное — что он никогда не сдавался, всегда продолжал идти вперед, несмотря ни на какие трудности. Важен вклад в Великую Победу всех, а столетних ветеранов в нашей организации на сегодня 17 человек! Они по мере сил встречаются с молодежью. Нам очень нужна поддержка молодых — необходимо, чтобы им было интересно узнавать нашу историю, и они это делали сами, а не по разнарядке.
СПРАВКА
● В годы войны было построено 6 тысяч аэродромов на территории действующих фронтов, а с учетом Дальнего Востока и ВВС военных округов — более 8,5 тысячи. Одновременно с подготовкой летных полей было построено около 40 тысяч земляных обвалований для самолетов, более 7 тысяч командных пунктов, свыше 30 тысяч землянок
● В годы войны авиационно-технические части обеспечили 3 млн 124 тысячи боевых самолето-вылетов фронтовой и дальней авиации. При этом было израсходовано более 1 млн тонн авиационных боеприпасов и более 1 млн 700 тысяч тонн авиационных ГСМ. Эти объемы работ пришлось выполнять при сравнительно низкой укомплектованности частей автомобилями.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.