Владимир Путин вчера освободил от должности главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева с формулировкой «в связи с утратой доверия». Экс-министр подозревается в вымогательстве и получении взятки в особо крупном размере ($2 млн) за содействие в сделке «Роснефти» с «Башнефтью». Улюкаев вину не признал, решением Басманного суда он помещен под домашний арест на срок до 15 января. По информации «Известий», обсуждение кандидатов на пост нового министра уже началось. Среди них — директор АСИ Андрей Никитин, помощник президента Андрей Белоусов и главный экономист ВЭБа Андрей Клепач.
Задержание Улюкаева стало прецедентом в современной России, когда в коррупции подозревается действующий федеральный министр.
Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев так прокомментировал сложившуюся ситуацию:
— Конечно, это тяжелое событие и для власти, и для правительства. Случившееся — за гранью моего понимания, — заявил премьер на выездном заседании фракции «Единая Россия», подчеркнув, что ни министры, ни депутаты, ни губернаторы не имеют иммунитета при совершении коррупционных преступлений. Он также заявил, что уже обсудил дело Улюкаева с Владимиром Путиным.
— Действующее законодательство наделяет президента РФ правом освободить от должности любого федерального министра в любой момент, — напоминает юрист компании «Хренов и партнеры» Михаил Будашевский. — Единственное дополнительное условие, которое формально необходимо для отставки господина Улюкаева, — наличие соответствующей инициативы со стороны председателя правительства, — поясняет он. Как сообщила вчера официальный представитель СК РФ Светлана Петренко, Улюкаев был задержан при получении взятки за выданную Минэкономразвития положительную оценку, позволившую «Роснефти» выкупить у государства 50,08% акций «Башнефти». По ее словам, речь идет о вымогательстве взятки, сопряженном с угрозами в адрес представителей «Роснефти». Вопросов к самой сделке по продаже доли в «Башнефти» компании «Роснефть» у следствия нет, приобретение акций не является предметом расследования, отметила представитель СК.
Последний раз с формулировкой «в связи с утратой доверия» Владимир Путин освободил от должности губернатора Кировской области Никиту Белых в июле этого года. Главе региона предъявлено обвинение по ст. 290 ч. 6 УК РФ «Получение взятки лицом, занимающим госдолжность РФ, с вымогательством взятки и в особо крупном размере». Сам Белых вину не признал: экс-губернатор не отрицает получения денежных средств, но утверждает, что они предназначались для нужд города.
По аналогичной статье теперь могут быть предъявлены обвинения и Алексею Улюкаеву. Уголовное преступление по этой статье УК предусматривает штраф в размере от 3 млн до 5 млн рублей или в размере заработной платы за период от трех до пяти лет, или в размере до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности на срок до 15 лет либо лишение свободы на срок от восьми до 15 лет со штрафом в размере до 70-кратной суммы взятки.
Улюкаева подозревают в получении взятки в особо крупных размерах ($2 млн) и вымогательстве. Басманный суд поместил экс-министра под домашний арест до 15 января 2017 года. Сам он вину свою не признал и уже заявил, что готов активно сотрудничать со следствием.
Формулировка «в связи с утратой доверия» используется президентом в крайних случаях. Так, в марте 2005 года от должности был освобожден губернатор Корякского округа Владимир Логинов, в 2006 году «утратил доверие» глава администрации Ненецкого автономного округа Алексей Баринов, в 2010 году на посту президента РФ Дмитрий Медведев освободил от должности мэра Москвы Юрия Лужкова. В марте 2014 года уже президент Путин отправил в отставку в связи с утратой доверия губернатора Новосибирской области Василия Юрченко. В сентябре этого же года — губернатора Брянской области Николая Денина.
В связи с утратой доверия Путин отправлял в отставку в 2015 году и руководителя следственного управления СКР по Коми Николая Басманова, губернатора Коми Вячеслава Гайзера и губернатора Сахалина Александра Хорошавина.
— Если президент увольняет с такой формулировкой, то, значит, ему предоставили убедительные доказательства вины, — отмечает политолог Евгений Минченко. — Например, Сторчак (заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак в 2007 году. — «Известия») в схожих обстоятельствах год оставался на своей должности и в итоге был оправдан. Не исключено, что причина освобождения от должности Улюкаева со столь жесткой формулировкой — в получении дополнительной информации. Не криминального, но компрометирующего характера, — говорит Минченко.
Благоприятный прогноз
От меры пресечения, которую избрал во вторник судья Басманного суда Артур Карпов, во многом зависит и дальнейшая судьба Алексея Улюкаева. Так считают многие адвокаты и эксперты. Домашний арест можно считать признаком относительно благоприятного прогноза для экс-министра.
— Я бы не хотел проводить никаких аналогий. Но как всё будет дальше развиваться, покажет такая вещь — возьмут ли Алексея Улюкаева под стражу или нет, — сказал «Известиям» еще до избрания меры пресечения Улюкаеву адвокат Андрей Ромашов, защищавший девять лет назад заместителя министра финансов Сергея Сторчака. — Если берут под стражу и направляют в изолятор, то всё плохо. Если домашний арест или подписка о невыезде, то, значит, возможны варианты.
О том, что аналогичный делу Сторчака исход может ждать и Улюкаева, говорит глава межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией» Анатолий Голубев.
— Следственный комитет — только одна сторона этого процесса, а решает всё суд. И говорить о виновности Улюкаева пока рано. Это дело может развернуться в любую сторону, как уже не раз было, — сказал «Известиям» Анатолий Голубев.
Член Общественной палаты РФ адвокат Анатолий Кучерена подчеркнул, что теперь правоохранительные органы несут большую ответственность — надо, чтобы по делу в отношении Улюкаева была собрана вся доказательственная база. Само по себе задержание и домашний арест еще ни о чем не говорят.
— Стоит напомнить, что президент Владимир Путин, выступая на Совете по противодействию коррупции, не раз обращал особое внимание на усиление соответствующих мер. Нынешняя ситуация, случившаяся вокруг Алексея Улюкаева, пока ни о чем не говорит: правоохранительные органы теперь ответственны за сбор доказательств по данному уголовному делу, раз объявили о нем публично. Все оперативные материалы должны быть проверены. В юридической практике были случаи, когда движение уголовного дела прекращалось из-за того, что доказательства собраны не были, — пояснил «Известиям» Кучерена.
Кандидаты на место министра
Вчера же Дмитрий Медведев подписал распоряжение об исполнении обязанностей министра заместителем Улюкаева Евгением Елиным. В самом ведомстве заявили, что обстановка рабочая, несмотря на ситуацию. По информации «Известий», среди возможных претендентов на пост главы Минэка — глава Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин. В АСИ возможное назначение назвали «слухами и домыслами». Напомним, что агентство работает при поддержке главы государства, который возглавляет наблюдательный совет организации. В него входит помощник президента Андрей Белоусов, имеющий, по словам источника «Известий», доверительные отношения с Андреем Никитиным. Его также называют среди кандидатов. Еще один возможный «назначенец» — главный экономист ВЭБа, экс-замминистра экономического развития Андрей Клепач. Он отказался от комментариев.
Председатель совета директоров МДМ Банка, экс-зампред ЦБ Олег Вьюгин считает, что теоретически преемником Улюкаева на посту министра может быть как любой из его заместителей, так и человек из другого министерства или любой другой чиновник, включая, например, Андрея Белоусова.
— Сейчас говорить о кандидате трудно, это гадание на кофейной гуще, желательно, конечно, чтобы это был экономист. В принципе можно пофантазировать, что Андрея Белоусова вернут обратно в министерство, такое возможно, — не исключил он. Собеседники издания среди чиновников финансово-экономического блока считают «крайне маловероятным» полное переформатирование Минэкономразвития в связи с происходящими событиями.
Ранее в правительственных кругах неофициально обсуждалось изменение функционала МЭР в сторону передачи части функций другим ведомствам. Алексей Улюкаев неоднократно критиковал коллег по финансово-экономическому блоку за макропрогнозы (Минфин) и цель достичь инфляции в 4% (Центробанк).
— Не думаю, что это сейчас возможно, не обсуждается, — заявил источник «Известий», близкий к правительству.
Реакция экономического сообщества
Коллеги Алексея Улюкаева не верят в то, что экс-министр мог быть замешан в коррупции. По словам первого зампреда Центробанка (где в 2004–2013 годах работал Улюкаев) Сергея Швецова, в последнюю очередь можно было бы заподозрить во взятке. Член наблюдательного совета ВТБ Сергей Дубинин сказал «Известиям», что информация, известная ему о министре, «никак не вяжется с попытками обвинить его в вымогательстве и взяточничестве». Он выразил надежду, что данная ситуация вскоре разрешится.
Реакция рынка на ситуацию вокруг задержания Улюкаева была умеренной, отмечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
— Фактическое отсутствие реакции рынков на это событие говорит о том, что у нас почти нет иностранных инвесторов, которые традиционно реагируют очень чутко на такие политические события. В дальнейшем, я думаю, что рынки больше обеспокоены внешними факторами, в частности происходящим и будущим в США, — уверена она. В ходе торгов вторника рубль подешевел к доллару и евро почти на 1 рубль — до 65,2 рубля за доллар и 70 рублей за евро.
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов считает, что новость о задержании главы Минэка не стала для специалистов «громом среди ясного неба».
— В целом процессы антикоррупционной санации идут достаточно активно, захватывая всё более высокие этажи власти. Позиция Улюкаева очень высокая, и, конечно, это достаточно серьезный сигнал элитам относительно изменений правил игры, относительно того, что и нормы, и формы борьбы с коррупцией должны меняться в условиях затяжной экономической стагнации, — говорит политолог. — Какое-то время назад губернаторы оставались неприкосновенными фигурами, потом было несколько громких уголовных дел. До сегодняшнего дня министры фигурантами уголовных дел не оказывались, максимум теряли свой пост, как в случае с Сердюковым.
Обвинения в коррупции
Это не первый громкий коррупционный скандал в современной России, однако впервые фигурантом уголовного дела стал чиновник такого уровня — действующий федеральный министр.
За последние 20 лет среди фигурантов уголовных дел стали появляться высокопоставленные госслужащие, в том числе бывший министр юстиции РФ Валентин Ковалев (ему были предъявлены обвинения уже после отставки, в 1999 году он был приговорен к девяти годам лишения свободы условно). 15 ноября 2007 года сотрудниками ФСБ и Следственного комитета при прокуратуре РФ был задержан заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак. Чиновника обвинили сначала в мошенничестве, а затем в злоупотреблении должностными полномочиями. Однако уже 31 января 2011 года уголовное дело против него было прекращено за отсутствием состава преступления. При этом Сергей Сторчак оставался на посту заместителя министра финансов, который он занимает и сейчас.
В 2011–2013 годах МВД РФ возбудило три уголовных дела о хищениях бюджетных средств в ОАО «Росагролизинг», в связи с которыми был арестован в том числе и бывший замминистра сельского хозяйства РФ Алексей Бажанов. Общий ущерб от преступной деятельности следствие оценило в 39 млрд рублей. В 2012 году как свидетель по делу «Росагролизинга» была допрошена экс-глава Минсельхоза Елена Скрынник (возглавляла компанию в 2001–2009 годах). Впоследствии она уехала из России, однако уже швейцарской прокуратурой в отношении экс-чиновницы было возбуждено уголовное дело по подозрению в отмывании денег.
Еще один резонансный коррупционный скандал был связан с делом «Оборонсервиса». Его главным фигурантом стала глава департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ Евгения Васильева. В качестве свидетеля был допрошен и глава Минобороны Анатолий Сердюков, который позднее был отправлен в отставку. Сумма ущерба по «делу «Оборонсервиса» составила свыше 646 млн рублей. В 2016 году фигурантами уголовных дел уже становились чиновники самого разного уровня — от замминистра культуры до главы Минэкономразвития.
В марте 2016 года был задержан статс-секретарь — заместитель министра культуры РФ Григорий Пирумов, которому предъявлено обвинение в организации мошенничества, совершенного группой лиц (ч. 4 ст. 159 УК РФ).
В сентябре в Москве был арестован заместитель начальника управления «Т» Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России полковник Дмитрий Захарченко. Во время обыска у него были изъяты денежные средства в различной валюте на общую сумму в 8,5 млрд рублей. Полковнику МВД было предъявлено обвинение по трем статьям УК РФ — «Злоупотребление должностными полномочиями» (ст. 285), «Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования» (ст. 294) и «Получение взятки» (ст. 290). 29 сентября он был уволен из органов внутренних дел и в настоящее время находится под арестом.