Объявлен конец пандемии COVID-19, в офисах всего мира сворачивается «домашний» порядок работы по интернету. Впрочем, многие крупные фирмы в США теперь несколько смягчили режим, требуя бывать на рабочем месте хотя бы не менее трёх дней в неделю. У так называемой удалённой работы есть свои преимущества. Работодатель может сэкономить на освещении, отоплении и уборке помещений, сотрудники — на ежедневных поездках. Но недавние исследования ставят эти выгоды под сомнение. Так, в 2020 году сотрудники Гарвардского университета рассмотрели работу фирмы, продающей товары по заказам через интернет. Оказалось, что количество заказов, обрабатываемых в час, после перехода приёмщиков на удалённую работу из дома упало на 4%. Дело в том, что заказчикам стало труднее дозвониться, в телефоне они всё чаще слышали слова типа «ваш звонок очень важен для нас, оставайтесь на линии». Видимо, приёмщики в домашней обстановке несколько расслабились. И многим клиентам приходилось звонить повторно, что свидетельствует о каких-то неразрешённых проблемах.
Интересный эксперимент проведён в Индии. Часть сотрудников, занимающихся вводом в компьютер цифровых данных, поступающих на бумажных бланках или по телефону, перевели на домашнюю работу (выбор участников опыта шёл чисто случайно). После чего продуктивность упала на 18%. Аналогичное исследование проведено также в большой азиатской стране (страна не указана, видимо, чтобы никого не обидеть) среди операторов крупнейшей IT-фирмы (более 150 000 работников). После перевода «на дом» средняя производительность их труда упала на 8—19%, а рабочий день вырос на 18%. Труднее оказалось общаться между собой и с непосредственным начальством, координировать усилия, гораздо реже стали прямые контакты «лицом к лицу», когда быстро можно выявить и устранить всяческое мелкое недопонимание… Усложнились и контакты с другими организациями. А дотошные знатоки шахматных боёв говорят, что даже профессиональные шахматисты в онлайн-матчах играют хуже, чем при непосредственной встрече за доской.
Распространившиеся в период пандемии телеконференции по скайпу и другим подобным программам — бледное подобие нормальной рабочей летучки. Некоторые компании устроили на своих рабочих сайтах «виртуальные буфеты», где можно как бы вместе выпить чаю или кофе, поговорить с коллегами, сидящими по домам, на неслужебные темы. Но обследование таких мест отдыха, проведённое Гарвардской школой бизнеса, показало, что реальной пользы от них мало, а времени они отнимают слишком много. Возможно, впрочем, что постепенно сотрудники привыкают к удалённому режиму и выходят на нормальную производительность.
В статье 2022 года, опубликованной в журнале «Nature», сотрудники Колумбийской бизнес-школы (Нью-Йорк) и Высшей школы бизнеса в Стэнфорде попытались оценить влияние совместной и изолированной работы на креативность. Среди прочих заданий добровольцам — студентам и сотрудникам Стэнфордского университета, разбитым случайным образом на пары, предлагали выдвинуть необычные идеи, как использовать нетрадиционным способом, в порядке «маленьких хитростей», такие предметы, как фрисби (пластиковая «летающая тарелка») или воздушно-пузырчатая плёночная упаковка для хрупких изделий. На выдвижение идей давали 5 минут, на обсуждение 1 минуту. Половина пар сидела и беседовала в одной комнате, а половина в разных комнатах и общалась по интернету в режиме видеоконференции (см. фото). Оказалось, что прямой контакт более продуктивен, даёт больше оригинальных предложений. Однако когда дело доходит до совместного решения, какую из выдвинутых идей считать лучшей, общение через экран не хуже прямого контакта (впрочем, этот вывод ещё требует дополнительного подтверждения).
Хотя, пишет журнал «The Economist», у работы из дома есть свои плюсы. Можно с утра отвести ребёнка в школу, а после уроков забрать его обратно. Можно совершить оздоровительную пробежку трусцой, можно даже вздремнуть в середине дня. Правда, в итоге рабочий день затянется, но субъективно он будет казаться менее напряжённым.