Во вторник стало уже достоверно известно, что у авиакомпании ВИМ-Авиа дела обстоят совсем плохо. Перевозчик, который входит в десятку крупнейших в России, официально объявил, что у него закончились деньги.
- К сожалению, мы вынуждены констатировать, что в авиакомпании ВИМ-Авиа сложилась тяжелая экономическая ситуация. Закончились оборотные средства, финансирование заморожено, и приостановлено обслуживание в аэропортах, - говорится в сообщении ВИМ-Авиа.
Проблемы начались еще в мае, в преддверии высокого туристического сезона. Тогда у авиакомпании случились массовые задержки рейсов, а часть июньских чартеров на южные курорты перевозчик вообще был вынужден отменить. Причина, на которую ссылались в ВИМ-Авиа, - несколько самолетов с задержкой вернулись из планового ремонта. Эксперты уже тогда выражали сомнение, все ли хорошо с авиакомпанией в финансовом плане. Поскольку просто так ремонтники обычно самолеты у себя не задерживают, чаще всего это связано с тем, что авиакомпания не перевела вовремя оплату.
Летом, после «разбора полетов» с участием Росавиации и Минтранса, ситуация немного нормализовалась. А в сентябре «рвануло» опять. Массовые задержки рейсов начались еще на прошлой неделе. Тут-то выяснилось, что ВИМ-Авиа накопила долгов, по разным оценкам, от 3 до 10 млрд рублей. Из них более 1 млрд — за обслуживание самолетов. В итоге аэропорт «Домодедово», на который приходится примерно половина этого долга, просто отказался обслуживать борты ВИМ-Авиа. Начался хаос. На утро вторника все рейсы ВИМ-Авиа из Домодедово были отменены.
По предварительным оценкам, сейчас на руках имеют билеты «ВИМ-Авиа» примерно 190 тысяч человек. Из них половина — организованные туристы, те, кто приобретал билеты в составе тура. Туроператоры по этому поводу уже забили тревогу и даже направили обращение в адрес правительства с просьбой вмешаться в ситуацию. Как утверждается в этом послании, все чартерные программы «ВИМ-Авиа» были оплачены туроператорами до конца сезона. Чтобы оплатить их еще раз, туроператорам нужно порядка 10 млн долларов, а таких денег у них нет.
В Ростуризме тем временем призывают не впадать в панику.
- Организацией возвращения из-за рубежа российских туристов – клиентов данного авиаперевозчика занимается Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство воздушного транспорта и Федеральное агентство по туризму. Ситуация находится под контролем. Все туристы будут возвращены домой, причем сделано это будет не за счет туроператоров, - заявил глава агентства Олег Сафонов.
Пока остается непонятным главный вопрос — кто, как и за какие деньги будет это делать. Известно, что Росавиация обратилась с просьбой помочь с перевозкой оставшихся "за бортом" пассажиров к авиакомпаниям UTair и Azur Air.
В Минтрансе сообщили, что новое расписание — с участием тех перевозчиков, которые согласятся «спасать» пассажиров «ВИМ-Авиа» - будет согласовано в течение двух дней.
- В максимально возможном объеме будет обеспечено согласование сетки полетов по регулярным направлениям, преимущественно внутри страны, а также за рубеж, - обещают в ведомстве.
Теперь о чартерах. Тех пассажиров, которые с билетами «ВИМ-Авиа» на руках уже отдыхают где-то за рубежом, предположительно вывозить будет сама авиакомпания. Во всяком случае так заверяют в Минтрансе. Отправка же еще никуда не улетевших пассажиров чартерами «ВИМ-Авиа» пока приостановлена.
Так же в Минтрансе подтвердили, что все рейсы ВИМ-Авиа переносятся из Домодедово во Внуково. Этот аэропорт согласился принимать борты авиакомпании, несмотря на проблемы с оплатой , - до тех пор, пока ситуация каким-то образом не урегулируется. Пока, правда, в онлайн-табло Внуково рейсы ВИМ-Авиа не значатся, но это и понятно — необходимо утрясти расписание.
Напомним, ВИМ-Авиа летает практически на все самые популярные у россиян пляжные курорты. Это и зарубежные Анталья (Турция), Ираклион, Салоники(Греция), Варна, Бургас (Болгария), и наши Сочи, Анапа, Геленджик, Симферополь. Кроме того, у авиакомпании достаточно широкая сеть регулярных рейсов по стране. Сейчас деятельностью «ВИМ-Авиа» уже занимается Следственный комитет, против руководства компании возбуждено уголовное дело по статье "Мошенничество". Внеочередную проверку также проводит Росавиация.
ВАЖНО
Что теперь делать пассажирам
Александр Железняков, адвокат:
- Для тех пассажиров, у кого сейчас на руках билеты «ВИМ-Авиа», самый простой вариант действий, если речь идет о чартерном рейсе, — обратиться к своему туроператору. Он так или иначе должен урегулировать ситуацию, поскольку продал тур, в состав которого входит этот авиабилет.
Если вы покупали билет напрямую у ВИМ-Авиа, ситуация более сложная. Поскольку дело возбудил Следственный комитет, потерпевшими по этому делу могут считаться все авиапассажиры, которые понесли потери в связи с действиями менеджмента ВИМ-Авиа.
Второй вариант — в компании, скорее всего, будет введено внешнее управление, и в рамках мероприятий по ее ликвидации пассажиры также могут заявить свои требования о компенсации.