ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Фев. 8, 2024

Цифровая точка зрения

Рейтинг: 0

Автор: Виктор Сергеев. Профиль

В начале февраля стартуют продажи Vision Pro – первого устройства нового типа от Apple почти за девять лет (с момента выхода умных часов Watch в апреле 2015-го). Планы амбициозные: судя по всему, глава компании Тим Кук уверен, что гарнитура повлияет на рынок носимых устройств так же, как в свое время iPhone – на рынок смартфонов. То есть изменит правила игры, запустит моду на девайсы смешанной реальности и сделает их по-настоящему массовыми. Вот только что это за рынок такой?

Кто есть кто в иммерсивной реальности

В середине нулевых рынок смартфонов представлял собой настоящий ералаш: слайдеры с полноценной клавиатурой, сенсорные КПК-звонилки со стилусом и невразумительной Windows Mobile в качестве ОС, смартфоны-раскладушки, напоминающие миниатюрные ноутбуки… Так было до тех пор, пока не вышел iPhone и индустрия не поняла, на кого равняться.

В сфере иммерсивных технологий (то есть тех, которые создают иллюзию погружения в цифровой мир) сегодня происходит примерно то же самое. Исторически существуют две ветки. Первая – виртуальная реальность (VR), в которой человек отрезан от реального мира и полностью погружается в цифровую среду с помощью шлема, специальных контроллеров и аксессуаров. Самые яркие примеры: Meta Quest (корпорация Meta в России признана экстремистской и запрещена), HTC Vive.

Вторая ветка – дополненная реальность (AR), которая предполагает наложение цифровой картинки на физические объекты. Реализуется это по-разному, самый распространенный вариант – приложения в смартфоне, которые позволяют с помощью камеры и нескольких датчиков «примерить» на себя виртуальную одежду или же «обставить» квартиру мебелью по каталогу. Это помогает понять, подойдет ли пользователю костюм, поместится ли в угол его комнаты шкаф и хорошо ли будет смотреться в гостиной выбранный диван.

Уже который год ведущие (и не только) мировые вендоры пытаются создать под AR отдельный и полностью самодостаточный девайс. Как правило, речь идет об очках. Google, Microsoft, Xreal, TCL, Asus – список можно продолжать. Самый известный проект в этой сфере (который, тем не менее, потерпел фиаско) – Google Glass. Устройство неплохо выполняло функцию дополнения реальности, однако было очень дорогим и сложным в производстве, выглядело несколько вызывающе и слишком мало работало без подзарядки. В общем, не нашло спроса.

Единственным по-настоящему успешным AR-проектом стали очки Microsoft HoloLens. Но реализуются они по b2b-модели – в первую очередь для промышленных предприятий – и стоят недешево: от $3,5 тыс. и выше. Выглядят тоже отнюдь не как обычные очки (которые считаются целевой моделью в индустрии), а, скорее, как миниатюрный шлем с прозрачным забралом.

В последнее время грань между VR и AR начала стираться, вследствие чего появилась смешанная реальность (MR). По сути, это дополненная реальность с возможностью полностью отключиться от действительности и погрузиться в виртуальность. Вместо того чтобы через прозрачные стекла видеть реальность своими глазами, как в случае с AR, человек надевает закрытый шлем, а при необходимости выводит картинку с камер в режиме реального времени.

Именно в этот сегмент и целится Apple, добавляя путаницы в и без того непростую терминологию. Потому что их гарнитура – это не для MR и тем более не для AR или VR, она для «пространственных вычислений» (spatial computing). Впрочем, компания всегда чуралась общепринятых терминов: когда на пике популярности была метавселенная (конец 2021 – начало 2022 года), Apple также предупреждала, что никогда не будет иметь ничего общего с этой концепцией.


Метавселенская несправедливость

К слову, о метавселенных. Концепция общественного виртуального пространства напрямую связана с VR. Собственно, это и есть место, куда пользователь может погрузиться с помощью VR и решать различные задачи: социальные, развлекательные или иные.

Сервис Statista Market Insights показывает, что объем рынка метавселенных растет: по итогам 2023 года он ориентировочно составит $56,7 млрд, а к 2030-му достигнет $507,8 млрд. Это в разы меньше оценок, сделанных еще год назад: тогда аналитики прогнозировали рост до $1,3 трлн к 2030-му. Упала и инвестиционная активность: по данным Crunchbase, в прошлом году объемы инвестиций снизились с более чем $5 млрд до менее $2 млрд.

Причин несколько. Устройств для постоянного пребывания в виртуальности пока так и не появилось. Виртуальные миры все еще слишком «мультяшные». А главное, непонятна их функциональность: что такого можно делать в метавселенной, чего не сделаешь в более привычной цифровой среде?


VR делу не помеха

Мало понимать, что собой представляют устройства VR/AR, ключевой вопрос: зачем и кому они нужны? Ведь востребованность, очевидно, есть. По подсчетам MarketsandMarkets, в 2023 году этот рынок в мире оценивался в $25,1 млрд, а к 2028-му должен вырасти до $71,8 млрд.

«Виртуальная реальность позволяет моделировать различные ситуации и отрабатывать их без непосредственного риска для жизни, – объясняет учредитель и президент Modum Lab Дмитрий Кириллов. – Я бы выделил несколько ключевых областей и на первое место поставил промышленность и все, что связано с профессиональным образованием. На рынке довольно много проектов, связанных с тренажерами подготовки для промышленных предприятий».

Примеров применения VR в строительстве и промышленности действительно немало, и по большей части они связаны с цифровыми двойниками. В виртуальной среде создается цифровая копия планируемого к строительству здания либо изделия, которое нужно произвести. VR позволяет более наглядно оценить свойства будущего объекта, увидеть слабые места и таким образом сразу спроектировать все по уму. Иными словами, VR помогает в промышленном дизайне.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни