Минтруд рассчитывает вернуться к докризисному уровню безработицы к концу 2021 года, сообщили «Известиям» в ведомстве. Это означает, что число состоящих на бирже труда должно сократиться с нынешних 3 млн до 0,7 млн, то есть больше, чем в четыре раза. Дополнительные меры поддержки занятости чиновники еще прорабатывают, а пока бесплатно переобучают потерявших работу и создают временные места. Чтобы добиться цели, нынешней поддержки явно недостаточно, и без серьезного комплекса мероприятий она вряд ли достижима, опасаются эксперты.
Перед Министерством труда стоит задача полностью вернуться к докризисным параметрам до конца 2021-го, ответили «Известиям» в пресс-службе ведомства на вопрос об ожидаемом уровне безработицы в следующем году. В середине июля в службах занятости было зарегистрировано более 3 млн человек, сообщали в пресс-службе Минтруда ранее. До кризиса показатель был на уровне 700 тыс. Таким образом, за полтора года число безработных необходимо сократить больше, чем в четыре раза.
Впрочем, перед чиновниками стоит менее амбициозная задача, если опираться не на так называемую регистрируемую безработицу (учитывает только людей, официально вставших на учет в органах службы занятости населения), а на показатель, рассчитанный по методологии Международной организации труда (МОТ). Он учитывает граждан, которые сейчас не трудятся, но активно ищут место и готовы оперативно приступить к новым обязанностям (при этом эти люди могут быть официально не зарегистрированы на бирже труда). По итогам июня доля незанятых граждан по методологии МОТ составила 6,2%, а в докризисном феврале была 4,6%, свидетельствуют данные Росстата.
Ранее президент поручил принять меры по восстановлению до уровня 2019 года численности занятого населения к IV кварталу 2021-го, пояснили в Минтруде. В 2019 году это было 71,9 млн человек — речь о гражданах старше 16 лет, работающих по найму, на дому, самозанятых, предпринимателях. Именно этот параметр в ведомстве и берут за основу, сказали там.
Пока Минтруд прорабатывает дополнительный пакет мер поддержки занятости, сообщили в пресс-службе. Сейчас чиновники ведут мониторинг рынка труда, организовывают дополнительное образование для безработных и тех, кто находится под риском увольнения, а на следующий год запланировали создание онлайн-витрины стажировок и практик для учащихся и выпускников, рассказали в министерстве.
Кроме того, в регионах уже начали создавать временные рабочие места. В июле правительство выделило для этой цели более 4 млрд рублей, средства направили 79 субъектам. Региональные власти смогут компенсировать расходы на частичную оплату труда людей, направляемых на временные работы, а также граждан, участвующих в общественных работах, пояснили в Минтруде. Выделенной суммы хватит на создание более 80 тыс. мест. Выплаты по периоду занятости на общественных работах и временному трудоустройству составляют не более трех месяцев, добавили в пресс-службе. Размер фактической зарплаты определяет работодатель, субсидия компенсирует затраты в объеме минимального размера оплаты труда, увеличенного на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и районный коэффициент, уточнили чиновники.
Много «но»
При нынешнем наборе мер поддержки вернуть рынок труда к докризисным показателям до конца 2021 года вряд ли удастся, полагает проректор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. Потребуется порядка 3 млн новых рабочих мест, а это возможно только благодаря системным мерам по развитию экономики, указал он.
— Чтобы вернуться к уровню занятости, допустим, I квартала, нужно восстановить прежний уровень потребления — спрос на товары и услуги позволит бизнесу заработать на зарплаты персоналу. Большинство потерявших работу трудились в сфере услуг, в том числе туризме, общепите, а они вряд ли так скоро восстановятся, — рассуждает специалист.
Этих людей можно было бы «перебросить» в сферу строительства, особенно жилищного, если они будут готовы переквалифицироваться, предложил Александр Сафонов.
— Но нынешних мер поддержки отрасли не хватит, нужны новые. Например, если государство начнет предоставлять жилье нуждающимся, расселит аварийный жилищный фонд, это обеспечит работу строителям плюс запустит смежные сферы — люди будут покупать товары для ремонта, электронику, мебель. Плюс это высвободит накопления на квартиры, люди смогут тратить деньги на товары и услуги — это оживит спрос и вернет в экономику деньги и новые рабочие места, — предполагает Александр Сафонов.
И в докризисное время в России была распространена такая проблема: например, в городе много вакансий пекарей, а безработные — в основном слесари, отметил, в свою очередь, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Федор Прокопов. Чтобы решить проблему, службы занятости должны оценить спрос и предложение, а уже затем советовать гражданам переучиваться на востребованные специальности, пояснил он. Это максимум, что государство может сделать в сложившейся ситуации, считает эксперт. Однако он не уверен, что удастся сократить безработицу до докризисного уровня.
— Традиционно в последние годы росло число мест в сфере услуг, которая восстановится не скоро. А в промышленности, аграрном секторе в течение двух-полутора десятков лет спрос на рабочую силу уменьшается. И в какой сфере можно создать новые рабочие места — большой вопрос, — подчеркнул эксперт.
Ранее профсоюзы предложили в разы увеличить пособие по безработице, сообщали «Известия». Оно должно быть не меньше прожиточного минимума в регионе, а максимальная выплата — достигать средней зарплаты. В Минтруде готовы изучить предложение, но подчеркивают: недопустимо, чтобы пособие заменяло заработок.