Власти прорабатывают введение платного проезда по дорогам Москвы и Подмосковья. Информация об этом содержится в Стратегии развития транспортной системы региона, подготовленной по заказу АНО "Дирекция Московского транспортного узла" (есть в распоряжении "Известий"). Её утверждение ожидается в первом квартале 2021 года, сообщили в ДМТУ. Система предполагает использование модели покилометровых платежей, админи-стрируемых бесконтактно по дифференцированным ставкам, включая нулевую, и зависящим от типаТС, категории платного участка дороги, места и времени поездки. Проект стратегии поступил в Минтранс и дорабатывается сучётом позиций причастных ведомств, сказали "Известиям" в министерстве. При этом там подчеркнули: реализация инициативы возможна только после 2030 года.
ДОБАВЯТ СТОИМОСТИ
В Москве и области предложили разработать и внедрить концепцию гибкой платности проезда по автодорогам, следует из Стратегии развития транспортной системы Московского региона до 2035 года (есть в распоряжении "Известий"). Документ был направлен в Минтранс и правительства Москвы и Московской области 30 декабря, сообщили "Известиям" в пресс-службе Дирекции Московского транспортного узла. Там отметили, что его утверждение ожидается в первом квартале 2021 года.
В Минтрансе "Известиям" сказали, что проект стратегии поступил в министерство и сейчас дорабатывается с учётом позиций причастных ведомств. Предложение о внедрении системы гибкой платности за проезд по автодорогам Москвы и области является лишь одним из направлений дальнейшего развития Московского
транспортного узла. В Минтрансе подчеркнули: в актуальной версии проекта стратегии речь идёт о подготовке пилота бесконтактного взимания платы пропорционально протяжённости поездки лишь на нескольких автодорогах Москвы и области. Основными задачами такой системы являются перераспределение трафика в течение суток, создание дополнительных стимулов для переключения автомобилистов на общественный транспорт, а также более привлекательных условий для строительства платных автодорог.
- Это отдалённая перспектива, реализация которой возможна только за горизонтом 2030 года. Кроме того, актуальный проект стратегии не содержит конкретного регламента внедрения такой системы, - отметили в Минтрансе.
Для реализации предложенной меры требуются детальный экономический расчёт и проработка с заинтересованными ведомствами и общественностью, сообщили в министерстве. По словам его представителя, в обязательном порядке должны учитываться экономическая целесообразность такого решения, его влияние на благосостояние граждан.
В Минтрансе напомнили, что в соответствии с законодательством перевод той или иной автодороги в режим платной эксплуатации может быть выполнен только при наличии бесплатной альтернативы.
В дептрансе Москвы "Известиям" заявили, что стратегия поступала в ведомство в рабочем порядке. Там добавили, что инициатива платного проезда по автодорогам города в департаменте транспорта столицы не обсуждалась. "Известия" направили запрос в дептранс Московской области.
Разработку стратегии заказала АНО "Дирекция Московского транспортного узла" (ДМТУ), созданная в 2011 году с целью координации федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти города Москвы и Подмосковья при реализации мероприятий по развитию МТУ. Победителем конкурса по разработке стратегии был выбран Центр экономики инфраструктуры, говорится на сайте ДМТУ. К работе над документом были привлечены ведущие проектные институты Москвы и Подмосковья, а также эксперты в области транспортного планирования, уточнили в ДМТУ.
ВЫЙДУТ НА ТЕСТ
Стратегия предусматривает тестовое внедрение системы гибкой платности (e-road pricing) за перемещение на личном автомобиле по уличной дорожной сети Москвы и городов Московской области. E-road pricing предполагает использование модели покилометровых платежей, администрируемых бесконтактным образом по дифференцированным ставкам, включая нулевую, зависящим от типа транспортного средства, категории платного участка дороги, места и времени совершения поездки. В документе говорится: население с низкими доходами должно иметь возможность бесплатного проезда по платным участкам, например через организацию определённых временных интервалов. Также предусмотрен бесплатный проезд для отдельных категорий граждан. В качестве обоснования идеи в стратегии приводится довод о том, что стоимость владения и поездок наличном автомобиле, включая транспортный налог, акцизы за топливо, платежи за парковку в крупных городах, находится в России на одном из минимальных уровней в мире. Значительная часть автодорожной инфраструктуры финансируется из "общих" доходов бюджета, что не позволяет обеспечивать необходимые темпы её развития. Одним из наиболее значимых источников финансирования дорог выступают акцизы, которые не имеют значительного долгосрочного потенциала роста, отмечается в документе. Его авторы спрогнозировали: переключение на платные трассы будет выше, если сократится разница со стоимостью проезда по другим дорогам.
ЭТАПНОЕ ВНЕДРЕНИЕ
Согласно версии стратегии, до 2025 года планируется создать прототип системы расчёта и сбора покилометровой платы за проезд по дорогам легковушек и автобусов с дифференциацией тарифа в зависимости от различных параметров поездки (время суток, протяжённость поездки, категория дорог и др.). В документе также говорится о запуске мониторинга пробега легковых машин и моделирования начисления платы на пилотном участке дороги.
Запуск эксперимента по бесконтактному взиманию платы за проезд пропорционально протяжённости поездки на нескольких автодорогах Москвы и области намечен до 2025 года. Позднее будет внедрён пилот по e-road pricing на всех новых автодорогах столицы и области, а на последнем этапе - к 2030 году - на всех магистральных автодорогах Москвы и Подмосковья.
В Минтрансе отметили: данная идея присутствовала в проекте стратегии, но в ходе согласований и проработки проекта с причастными ведомствами эти мероприятия из текста исключены. "Согласование проекта не завершено. Документ продолжает дорабатываться с учётом поступающих замечаний и предложений", - добавили там.
По словам вице-президента Центра экономики инфраструктуры Павла Чистякова, сейчас для автовладельцев все дороги и так платные за счёт акцизов. С ускорением распространения электротранспорта потребление моторного топлива, акцизы с которого являются основным источником финансирования строительства новых дорог, сократится. Система e-road pricing выступит альтернативным источником поступления средств для строительства автодорог. - Внедрение системы если и будет происходить, то медленно и в пилотном режиме, на небольших участках дорог. До 2030 года москвичам можно не переживать по поводу дополнительных платежей за проезд, - отметил эксперт.
РАВНЕНИЕ НА СИНГАПУР
Предлагаемая для Москвы система очень похожа на действующую в Сингапуре. В этой стране брать плату за проезд по дорогам начали ещё в 1975 году. Сначала была запущена система зональных пропусков, при которой все транспортные средства, въезжающие в центр города, должны были иметь платные бумажные лицензии. После десятилетия планирования и девяти месяцев тестирования действующий механизм в 1998 году был заменён бесконтактной системой Electronic Road Pricing (ERP). При ней технология радиочастотной идентификации (RFID) позволяет автоматически списывать сбор в зоне платного въезда с любого транспортного средства при пересечении им рамки с RFID-меткой, главное-установить транспондер.
Система ERP позволяет точно определять перегруженные участки дорог и менять стоимость сбора и часы, когда взимается плата в зависимости от текущих условий движения. Таким образом, стоимость может как увеличиваться, так и уменьшаться. Она способствует ограничению использования транспортных средств и тем самым оптимизирует перегруз дорожной сети, стимулируя водителей пересматривать время поездок, маршруты или способ передвижения.
Система платного въезда в центр города используется сегодня также в Стокгольме, Милане, Юрмале, Сан-Франциско, Лондоне. Действует она и в Норвегии.
Справка "Известий"
Согласно данным компании TomTom, в 2020 году Московская городская агломерация заняла первое место в мировом рейтинге загруженности дорог. При этом общий уровень её загруженности снизился с 59% в 2019-м до 54% в прошлом году, а загруженность автомагистралей сократилась на 5%. Ежедневно московские автомобилисты простаивают в дорожных заторах от 22 до 30 минут, говорится в исследовании.