Недавно 14-летний сын с искренним сочувствием воскликнул: «Мама, я не представляю, как вы выживали без мобильных! – рассказывает 39-летняя Ксения. – А я и сама уже забыла, что были времена без соцсетей и чатов».Те, кому сегодня за 45, еще помнят, как поздравляли друг друга открытками, писали письма дорогим людям, носили в карманах горсть двухкопеечных монет, чтобы в любой момент позвонить из телефона-автомата девушке (или парню) на домашний дисковый телефон, у которого непременно был длинный провод – чтобы можно было уединиться в самой дальней комнате. Потом появилась электронная почта, и правилом хорошего тона стало иметь визитку с e-mail. Тяжелые сотовые телефоны с выдвигающейся антенной и крышкой для микрофона были писком моды и технического прогресса 90-х, затем возникли пейджеры – предшественники сервиса эсэмэсок. «Аська», «ВКонтакте», «Одноклассники»,Facebook, Viber, WhatsApp… За 25 лет успело родиться и вырасти поколение, которое вообще не застало доцифровой эпохи. «Сейчас, если у тебя нет многофункционального смартфона с операционной системой, ты выглядишь как минимум странно. А уж если у тебя кнопочный телефон, то ты и вовсе динозавр, – шутит экзистенциально-гуманистический психотерапевт Станислав Маланин. – Сегодня все чатятся: по работе, с друзьями, с детьми. Учителя, врачи, психологи создают группы в мессенджерах. Сообщение улетает за доли секунды, и мгновенно прилетает ответ, где бы участники чата ни находились». Это стало частью нашей повседневности. В какой-то момент мы понимаем, что начинаем захлебываться новостями, того и гляди взорвется мозг.И хочется оградить ребенка от этого.
ВРЕДНЫЕ МИФЫ
У современных детей другое восприятие и способы обработки информации – у них клиповое мышление, многие не способны читать лонгриды. Они сканируют весь объем информации и выхватывают то, что им нужно. Они молниеносно находят в интернете необходимую информацию, пока мы перелистываем оглавление энциклопедии с книжной полки. Они разбираются в современных технологиях лучше нас.Они живут в виртуальности и виртуальностью... «И тут мы, такие мудрые и опытные, спускаемся с гор и говорим: «Нехорошо». А что именно нехорошо? – спрашивает СтаниславМаланин. – Ведь многие наши убойные аргументы давно потеряли силу».Самый распространенный миф – о том, что экран компьютера или смартфона портит глаза. «Современные сенсорные экраны имеют мощное разрешение, адаптивную подсветку, которая меняется в зависимости от освещенности в комнате. Нечто похожее нам говорили родители – помните это излюбленное «Не читай в темноте – испортишь зрение»? Глаза устают: вот это правда. Но реакция на усталость у взрослого и ребенка различается», – поясняет Станислав Маланин. Взрослый отдает себе отчет в тех или иных потребностях организма. Если у нас устали глаза, мы можем выйти из-за стола, отойти подальше от компьютера, сделать паузу, закрыть глаза и дать им отдохнуть. Что делают дети? Они потерли их руками, сморгнули и играют дальше. Только с подросткового возраста они начинают ощущать, чего хочет и просит их тело. И тут важно помочь ребенку вовремя услышать просьбу своих уставших глаз, спины. Помочь, но не запрещать.Другие мифы – что там, на просторах интернета, ребенка непременно обидят, испортят, завлекут в тайные группы или начнется сетевая зависимость. Но как различить грань между нормальным увлечением компьютером и болезненным пристрастием? По каким признакам понять, что ребенок застрял в Сети?ВРЕДНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫПризнаки компьютерной зависимости, как и любой другой, проявляются лишь когда человек лишается объекта пристрастия. «У детей помладше «отъем» компьютера может вызвать слезы. У тех, кто постарше, – истерику, приступ агрессии, в том числе физической, по отношению к обидчику. Есть и физиологические проявления – головная боль, тошнота, слабость, депрессия, перепады настроения». Если ребенок может выключить компьютер или гаджет и позволить себе быть без него, то паниковать рано, считает Станислав Маланин. А вот зависимые люди не в состоянии прожить без объекта зависимости. И здесь уже без помощи не обойтись – пора к психотерапевту.Считается, что компьютерные игры порождают жестокость. Так ли это, обсуждают журналисты и другие заинтересованные лица после каждого инцидента с убийством школьников сверстниками. «Я бы с этим поспорил, – говоритСтанислав Маланин. – Уже в 2002 году одной из госструктур США было проведено исследование. И что оказалось: лишь 12% детей-убийц увлекались компьютерными играми. 24% читали книги со сценами насилия и 27% смотрели фильмы подобной тематики. По логике, общество должно было отреагировать на книги и фильмы. Но они обратили внимание на тот сегмент, который им малознаком и потому пугает, – на компьютерные игры». Нет прямой зависимости между играми и жестокостью, убежден психотерапевт.
ВРЕДНЫЕ ПАПА И МАМА
Нам кажется, что дети бессмысленно проводят время, сидя в наушниках за компьютером. На самом деле они общаются. Сначала в реальности, а потом продолжают это делать в Сети. Таков новый формат коммуникации. Для них это непрерывный процесс. И ругать за него по меньшей мере странно.В жизни ребенка есть время, когда он тянется к родителям, но ближе к подростковому возрасту он начинает отделяться от них. В этот штормовой период стоит позаботиться о том, чтобы сохранить его доверие к близким взрослым. «Когда ребенок делится чем-то сокровенным, даже не очень – с вашей точки зрения – хорошим и правильным, нужно всеми силами подавить желание осудить», – предостерегает Станислав Маланин. Например, дочь приходит домой расстроенная. С трудом вы выясняете, что ее «полуголые фотографии» из личной переписки выложили в общий доступ. Обычная первая реакция: «Как ты могла их кому-то отправить?» Ребенку плохо, его предали, сделали посмешищем Сети. Не надо добивать лежачего. Пусть он знает, что он не один, что его принимают со всеми его ошибками и неудачами, а не только когда он «правильный и успешный». Покажите свое участие: «Я вижу, тебе больно, давай подумаем, как это можно исправить». «Не задавайте вопросов-ловушек, которые вгоняют в отчаяние еще больше, – советует Станислав Маланин, – из серии «И что ты намерена теперь делать?» Если бы она знала, то сделала бы. Но вы действительно можете помочь: написать администратору сайта, чтобы он удалил неподобающий контент. Можно проверить на сайтах антиплагиата, куда успела разойтись информация, и написать туда (недавно принят так называемый закон о «праве на забвение», который можно и нужно использовать). Потом, когда дочь или сын успокоится, стоит поговорить о том, что произошло. Объяснить, что ни под какими предлогами не нужно слать свои фотографии, личную информацию о себе или близких всем подряд и тем более незнакомым.А если ребенок сам опубликовал что-то неприемлемое с вашей точки зрения? Многие родители любят публично воспитывать детей на их же страницах. «Будьте готовы, что однажды вас просто отправят в бан. Прежде чем оставлять едкий комментарий, посмотрите на реакцию ровесников ребенка. Возможно, вы не поняли отличную шутку, – говорит психотерапевт. – Мы часто стыдимся и боимся там, где мало или совсем ничего не понимаем. В родительстве весь наш опыт проецируется на жизнь детей. Мы лучше знаем, как им жить, что есть, чем заниматься, сколько играть в компьютер и в какие игры, что писать в социальных сетях.На самом деле нередко забота о безопасности ребенка скрывает наше стремление к стопроцентному, тотальному контролю над ним. Ребенку необходимо личное пространство – реальное и виртуальное». И это право нужно уважать, если мы не хотим на самом деле потерять своих детей.
ЗАЧЕМ СТАНОВИТЬСЯ «ФРЕНДАМИ» В СОЦСЕТЯХ?
Если родители и дети зарегистрированы в одной и той же сети, то чаще всего там состоят в «друзьях». Не дружат с родителями ни в каких соцсетях лишь 12% активных пользователей «ВКонтакте» и 8% тех, кто предпочитаетFacebook. В «Одноклассниках» таких всего 2%.Родители активно посещают страницы детей, но лишь немногие могут объяснить, зачем: 6% – чтобы контролировать ребенка; 3% – чтобы узнать о его новостях; 2% – чтобы посмотреть фотографии; 1% – чтобы пообщаться с дочерью или сыном. Дети «заглядывают» к родителям, чтобы посмотреть фото и видео (6%), узнать новости из их жизни (6%), пообщаться (3%).Данные исследования Фонда «Общественное мнение» 2016 года, подробнее см. на сайте fom.ru.
6 СПОСОБОВ СОБЛЮДАТЬ ОСТОРОЖНОСТЬ
Мир Сети полон опасностей. Маньяки, педофилы, группы-убийцы, террористы и, наконец, сомнительные кумиры — блогеры, показывающие дурной пример нашим детям. Как защитить ребенка от всего этого? Свои рекомендации инженерный психолог1 Денис Макархин опробовал на практике (у него сын и дочь).
№ 1. Учиться безопасной коммуникации. Только привив ребенку ценности и установки, блокирующие вредное воздействие, мы даем ему настоящее противоядие. Но для этого родителям придется сначала самим вникнуть в тему цифровой грамотности и правильной коммуникации в Сети.
№ 2. Исключить двойные стандарты. Мы не бегаем по улицам с предложением посмотреть, что едим, с кем общаемся и как отдыхаем, но с удовольствием делаем это в социальных сетях. Можем ли мы запрещать подростку то, что делаем сами?
№ 3. Читать и обсуждать правильные книги. Ответы на многие вопросы можно найти, читая и обсуждая книги, – классики научной фантастики первыми приподняли завесу будущего.
№ 4. Не запрещать, но договариваться. Чем больше мы контролируем детей, тем скрытнее и хитрее они становятся. Не читайте переписку ребенка с друзьями, не припирайте его к стенке информацией из электронного школьного журнала. Согласуйте с ним границы родительского контроля, честно и открыто поясняя свое беспокойство.
№ 5. Понять ориентиры. А вы знаете, кто из жителейСети стал героем для вашего ребенка? Понимание, на кого равняется ребенок, многое открывает нам и позволяет выстраивать с ним диалог. Важно понять, что его привлекает в этой личности, какие у нее есть сильные и слабые стороны.
№ 6. Помочь стать блогером. Если цифровую революцию нельзя предотвратить, то ее можно возглавить.Помогите ребенку завести личный блог или группу в социальных сетях. Боритесь вместе за количество просмотров и подписчиков. Подростки могут зарабатывать карманные деньги с помощью интернет-маркетинга. Делайте это вместе. 1. Инженерная психология изучает информационное взаимодействие человека и машины.
МОЙ РЕБЕНОК УВИДЕЛ ПОРНО В ИНТЕРНЕТЕ
Современные подростки стaлкиваются с порно задолго до первого сексуального опыта. 27% наших читателей увидели порноизображение, когда им было меньше 10 лет, 46% — в возрасте от 10 до 14 лет1. И почти половина из них затем искали возможность посмотреть его еще раз. 62% европейцев от 14 до 18 лет регулярно заходят на порносайты, смотрят фильмы на DVD, фото, аниме или комиксы2. «Первое знакомство с порнографией чаще всего вызывает у детей чувство стыда и неловкости, – объясняет сексолог Ирина Панюкова. – Любопытство же проявляют те, кто ищет ответы на интимные вопросы, но не может обсудить их с родителями или сверстниками. Бурная, резко негативная реакция взрослых («Ты что, ненормальный, такие гадости смотришь?») недопустима, она либо закрепит интерес к порно, либо сформирует отношение к сексуальной жизни как к чему-то постыдному».Спокойно и доброжелательно разъясните, что эти сюжеты сняты при участии актеров и далеки от подлинных отношений, которые включают любовь и уважение к партнеру.
1. Опросы проводились на сайте Psуchologies.ru в октябре 2007 года и в апреле-мае 2012 года. 2. По данным Национального института здоровья и медицинских исследований Франции.
НА САЙТЕ
Подростки учат родителей: две 14-летние девочки составили путеводитель для взрослых, который можно было бы назвать так: «Как не опозорить своего ребенка перед его сверстниками в Сети и самому не выглядеть глупо».Psychologies.ru