ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Май 2, 2024

Такого счастья нам не надо

Рейтинг: 0

Автор: Сергей Сухачев. Профиль

В 1969 году на VI Международном Московском кинофестивале отечественный зритель увидел недавно вышедшую «Космическую одиссею 2001 года» Стэнли Кубрика. Картину показали вне конкурсной программы, но вдобавок к своему единственному «Оскару» за визуальные эффекты она получила также престижную советскую награду за использование технических средств.

Наш кинематограф всегда был пионером в деле преодоления земного притяжения. В 1935 году настоящий прорыв совершил «Космический рейс» Василия Журавлева, который консультировал сам Константин Циолковский. В 1957-м вышла «Дорога к звездам», а спустя четыре года – «Планета бурь» Павла Клушанцева, которого, как говорят, Джордж Лукас называл крестным отцом «Звездных войн».

Американцы выкупили права на картину и выпустили целых два сиквела. Клушанцев был не просто замечательным режиссером, но и отличным конструктором – его идеями живо интересовался Сергей Королев, с которым они были знакомы, а Кубрик использовал его разработки для съемок невесомости. Использовал он и эскизы художника Юрия Швеца из фильма о покорении Марса «Небо зовет» 1959 года. Эту картину тоже выкупили американцы, а ее сиквел «Битва за пределами Солнца» – первая работа Фрэнсиса Копполы, тогда еще студента киношколы. Кубрик, к тому времени уже именитый режиссер, имевший солидный бюджет на съемки, не только создал фильм, который войдет в золотой фонд мирового кинематографа, но и задал новый, казалось, недосягаемый технический стандарт.

Ответить на вызов поручили режиссеру Ричарду Викторову (в будущем он снимет знаменитые «Через тернии к звездам»). К работе над картиной по сценарию Авенира Зака и Исайи Кузнецова привлекли художника-конструктора Валерия Павлотоса, создавшего мир «Острова сокровищ» и «Робинзона Крузо». В книге «Рождены, чтоб сказку сделать…» он вспоминал, что ему показали фрагменты «Космической одиссеи» и спросили, можно ли воспроизвести что-то подобное. На что он ответил, что не станет копировать американцев: «Мне не интересно повторять то, что уже сделано кем-то, пусть даже сделано великолепно».

Работа продолжалась пять лет. Получилась научно-фантастическая дилогия. Осенью 1974-го страна увидела первую часть – «Москва – Кассиопея», а через полгода на экраны вышло продолжение – «Отроки во Вселенной». Международный союз технических кинематографических ассоциаций «УНИАТЕК» специальным дипломом отметил высокое мастерство картины. Но дело не в технике. Даже сейчас, спустя полвека, это в чем-то избыточно пафосное, в чем-то наивное кино удивительно актуально в связи с нашими страхами перед экзистенциальными угрозами искусственного интеллекта (ИИ).

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни