ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Июнь 19, 2024

Спасибо, что неживой

Рейтинг: 0

Автор: Василий Покровский. SNOB

От ненависти до дружбы и любви: как в мировом кинематографе менялись отношения людей и их разумных созданий — и насколько точно эти фантазии описывают реальное будущее?

Может показаться, будто искусственный интеллект — проблема исключительно современная, и ей от силы лет сто. Но если вдуматься, фантазии об искусственном разуме подозрительно похожи на фантазии о создании искусственного человека. Еще Гефест, бог огня и покровитель кузнецов, создал бронзового гиганта Талоса и наделил его душой. В еврейской культуре есть история о Големе — загадочном существе, созданном из глины и грязи. Смутный отголосок этого образа обнаруживается во «Франкенштейне» Мэри Шелли — романе, предвосхитившем всю научную фантастику XX века. И это без учета кукол у Гофмана, гомункула в «Фаусте» и, конечно, «Пиноккио» Карло Коллоди. Словом, люди стали переживать о своих зловещих двойниках задолго до того, как появилась возможность их создать.

В кино условным стартом для осмысления искусственного интеллекта можно назвать «Метрополис» Фрица Ланга (1927). Это не первый фильм по теме — до него уже были экранизации историй о Големе, но первый по-настоящему влиятельный. Формально «Метрополис» — антиутопия о городе будущего, где разгорается классовый конфликт между элитой и простыми рабочими. У робота с внешностью красивой девушки в сюжете скорее второстепенная роль, однако практически столетие спустя мы в разговоре о «Метрополисе» вспоминаем именно образ Лжемарии. Безумный ученый изобретает робота, чтобы воскресить возлюбленную, и в этом Ланг походя обнаруживает, пожалуй, ключевую причину для создания искусственного интеллекта — необходимость обуздать природу и преодолеть смерть.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни