Социальные проекты мегаполиса
Рейтинг:
Голосуй за статью.
0
Автор: Василиса Чернявская. Вечерняя Москва
Качество жизни — сегодня это понятие находится в центре дискуссии политиков, городских управленцев, экономистов и планировщиков. Усилия мегаполисов сфокусированы на создании нового качества городской среды, жилья, развитии транспортной и социальной инфраструктуры. Эти темы станут центральными на предстоящем Московском урбанфоруме, о программе которого рассказал глава столичного Стройкомплекса Марат Хуснуллин.
С 4 по 7 июля в российской столице состоится ежегодный Московский международный урбанистический форум. Уже девятый год Москва не изменяет традиции собирать у себя ведущих урбанистов мира, градостроителей, архитекторов, мэров крупнейших городов, чтобы сообща обсудить настоящее и будущее мегаполисов, их развитие, поделиться опытом и, конечно, заявить о себе, показать, как и чем живет сегодня наш город, какие планы вынашивает на будущее.
Как и год назад, площадкой форума станет уникальный парк «Зарядье» в историческом центре столицы, а главной темой станет «Качество жизни. Проекты, меняющие города». Какой путь избрала в этой связи Москва? Какие столичные проекты улучшают городскую среду и влияют на жизнь человека? Слово заместителю мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марату Хуснуллину.
— Марат Шакирзянович, главной темой Московского урбанистического форума станет поиск ответов на вопросы, как улучшить качество городской среды, как градостроительные проекты влияют на жизнь простого человека в мегаполисе. Почему это сегодня так важно?
— Каждый мегаполис — живой организм, который должен развиваться, идя в ногу со временем. Москва долгое время была индустриальным городом с множеством производств, представлявших собой огромные замкнутые пространства. Сегодня же, как абсолютно верно подметил мэр Москвы Сергей Семенович Собянин, «Москва уже не город заводов, как это было в 80-х, сегодня нас волнует качество жизни». Пришло время «расшивать» эти территории, а также избавляться от своеобразных отрезков городской ткани — «каменных мешков», делая среду проницаемой, открытой и дружелюбной. Среда должна не давить на человека, а помогать ему, чтобы люди не бежали из мегаполиса, а хотели в нем остаться, планировать будущее свое и своих детей. И у каждого человека должны быть в пользу этого весомые аргументы и факты. Наша задача — их предоставить. Собственно, это общая для всех мегаполисов задача. Напомню, что еще восемь с половиной лет назад Сергей Семенович Собянин поставил цель развивать Москву как «город для людей», то есть сделать столицу комфортной, открытой, удобной и привлекательной для всех, независимо от возраста и социального статуса. Данной концепции и придерживаемся.
— Вы неоднократно заявляли о том, что стимулом к реализации в Москве мегапроектов, улучшающих городскую среду, является транспортное строительство. Каким образом?
— Напрямую влияет. Это главный драйвер развития всего города. Высокие темпы и объемы строительства метро, скоростных железных и автомобильных дорог — все в комплексе как раз и позволило нам замахнуться на мегапроекты, имеющие глобальное значение для Москвы. Потому что к территориям, будь то кварталы реновации, промзоны, набережные Москвы-реки, Новая Москва, кластеры «Лужники», «Спартак», «Сколково», парки «Зарядье», «Остров Мечты» и так далее, обеспечена и обеспечивается удобная транспортная доступность. Поэтому они привлекают всех, не пустуют, не опустеют и будут продолжать служить людям. Это проекты, делающие среду удобной и комфортной для каждого человека. Причем каждый проект — яркий пример комплексного и сбалансированного развития территории.
Так, если речь идет о жилой застройке, то рядом сразу же, а часто и опережающими темпами, возводятся детские сады, школы, поликлиники, досуговые и спортивные объекты. Там же формируем и рабочие места, чтобы снизить маятниковую миграцию, когда огромное количество москвичей утром едет на работу в центр, а вечером возвращается обратно. Это снижает нагрузку на дороги, метро, улучшается экология, не говоря уже об экономии времени москвичей.
— То есть повышается коэффициент пешей доступности?
— Совершенно верно. Он напрямую влияет на комфортность и удобство жизни в большом городе. Любой мегаполис мира считает это одной из своих важнейших задач. Если мы добьемся того, что в масштабах Москвы хотя бы 10 процентов горожан будут иметь возможность работать и отдыхать рядом с домом, не используя транспорт, это станет прорывом. Высшее градостроительное достижение — когда в пешей доступности работает 30 процентов населения.
Тот идеал, к которому нужно стремиться. Я согласен с известным датским урбанистом Яном Гейлом, считающим, что город приближается к идеальному, когда большая часть перемещений осуществляется жителями пешком или на общественном транспорте. Поэтому мы максимально приближаем строящуюся недвижимость к транспортным узлам. Чем быстрее люди смогут передвигаться по городу, тем больше останется свободного времени — для самообразования, культурного досуга, поддержки здорового образа жизни. Более того, каждая сэкономленная человеком минута в пути в пересчете на количество населения дает колоссальный экономический эффект. Есть и другие существенные плюсы: разгружаются дороги, а значит, снимается головная боль столицы — пробки, а раз на трассах становится свободнее, уменьшается объем выхлопов, следовательно, улучшается экология, что напрямую влияет на здоровье москвичей. По сути, мы инвестируем в человеческий капитал.
— Какие проекты, меняющие Москву, делающие ее «городом для людей», будут представлены на Урбанфоруме?
— Каждый наш проект имеет социальный посыл, направлен на повышение качества жизни, улучшение самочувствия человека в условиях большого города — как психологического, так и физического, — вот что самое главное! На Московском урбанистическом форуме представим приоритетные проекты, как уже реализованные и повлиявшие на улучшение качества городской среды, так и воплощаемые в жизнь сейчас. Кстати, весьма символично, что и сама площадка, которая, как и в прошлом году, станет центром Урбанфорума, — яркий пример реализованного проекта мирового уровня, повлиявшего на качество среды. Я говорю о парке «Зарядье». Сегодня это трудно себе представить, но его могло и не быть, т.к. прежние городские власти планировали отдать эту территорию под коммерческую застройку. Но благодаря решению президента России Владимира Владимировича Путина, поддержавшего идею нашего мэра создать здесь доступное, открытое общественное пространство, куда бы мог прийти каждый, мы получили эту «конфетку», эту жемчужину Москвы, которая бьет все рекорды по посещаемости. Впервые за 30 лет российский объект, и им стало «Зарядье», получил специальный приз жюри MIPIM-2019 в Каннах — одну из самых престижных международных премий! В числе проектов, меняющих облик мегаполиса, мы в первую очередь представим самые приоритетные — транспортные, ведь именно эта инфраструктура — ключ, открывающий дверь в комфортный и удобный город. Это и уже реализованный проект Московского центрального кольца, ставшего полноценным наземным метро, интегрированным с подземкой и интегрирующимся с железнодорожной сетью, чтобы все виды скоростного общественного транспорта увязались друг с другом и работали как единый организм. Кстати, благодаря активной работе по интеграции различных видов транспорта в единую сеть Москва в прошлом году стала лидером среди 14 крупнейших мегаполисов мира по мультимодальности городского транспорта.
Презентуем самую масштабную на сегодняшний день в Европе программу развития метростроения, по темпам и объемам которого мы сегодня первые среди европейских городов и превосходим большинство мегаполисов мира, конкурируя только с китайскими. За восемь лет мы уже увеличили протяженность линий метро в полтора раза, а к 2027 году метро станет вдвое больше. Мэр поставил задачу обеспечить пеший доступ к подземке 95 процентов москвичей, и мы этого добьемся. Кстати, нашим размахом метростроения впечатлены даже специалисты китайской корпорации CRCC, которые работают на участках Большого кольца и Коммунарской линии метро. А эта компания, между прочим, признана ведущей в мире в области транспортного строительства.
— Будет ли представлен на Урбанфоруме проект Московских центральных диаметров?
— Да, и станет одним из ключевых. Уверен, он вызовет огромный интерес и внимание всех участников форума. Организация скоростных сквозных железнодорожных маршрутов через город — прорывной проект, благодаря которому шесть миллионов жителей московской агломерации, половина из которых москвичи, а половина — жители ближайшего Подмосковья, смогут экономить в поездках по городу более часа времени. Фактически пересечь столицу по диагонали без пересадок можно будет за 40 минут — максимум час, в зависимости от направления. Для многих время поездок сократится в 2–2,5 раза. Причем диаметры будут тесно интегрированы с Московским центральным кольцом и метро, а значит, у пассажиров появится масса новых вариантов пересадок.
— О каких еще московских проектах, повышающих качество жизни, пойдет речь на форуме?
— Мы расскажем о программе модернизации социальной инфраструктуры, а также представим программу развития «Лужников» — крупнейшего спортивного кластера в мире, где на 150 гектарах находится 80 сооружений, как уже построенных, так и строящихся. Все они служат и будут служить людям. Буквально недавно там открылся уникальный Центр художественной гимнастики, на очереди еще целый ряд объектов. Конечно же, поговорим о программе, которая коренным образом преобразит городскую среду, — реновации жилого фонда.
— Как реализуется эта программа?
— Она набрала очень хорошие темпы. Напомню, что таких масштабных программ в мире еще никто не реализовывал. Мы, можно сказать, пионеры. Далеко не каждому городу по плечу реализовать такой проект. Так что мы в этом отношении задаем тон не только стране, но и всему миру. Речь идет об улучшении жилищных условий миллиона москвичей, которых мы пообещали расселить в течение 15 лет. Для этого нужно за три года построить минимум шесть миллионов квадратных метров жилья. Сегодня подобраны 323 площадки на 4,7 миллиона «квадратов». Теперь идут публичные слушания по проектам кварталов. От обсуждения с гражданами зависит, сколько домов и когда будем строить, в какие квартиры кто переедет. В начале следующего года, надеемся, сможем назвать точные даты и адреса переезда для каждого дома. Напомню, в прошлом году новоселье уже отметили более семи тысяч участников программы. В этом году переселим еще 12 тысяч человек, а в 2020 году — еще 15 тысяч. И они не просто улучшат свои жилищные условия, а получат новую городскую среду, комфортную и удобную. Причем выгода от реновации очевидна не только для тех, кто переедет в новое жилье, но и для всех жителей микрорайонов за счет новых объектов инфраструктуры, которые будут в шаговой доступности. Это школы и садики, детские и спортивные площадки, места для отдыха и досуга, а также удобный скоростной общественный транспорт рядом с домом.
Площадь публичных пространств вырастет по сравнению с нынешним состоянием кварталов в два раза: с 17 до 34 процентов территории микрорайона. Важно, что и сама Москва, которая десятилетиями ветшала, заметно преобразится и похорошеет, получив новое, очень привлекательное лицо.
— Московский урбанфорум — отличная площадка для обмена опытом по самым различным направлениям развития мегаполисов. Есть ли какие-то интересные решения у зарубежных коллег, которые Москва могла бы взять на вооружение?
— Каждый мегаполис, в том числе и Москва, хочет ответить на вопрос, как сделать городские улицы здоровыми. Для этого, мне думается, будет полезно обратиться к идеям одноименной лондонской программы Healthy Streets. Кстати, в этом году в рамках деловой программы Урбанфорума впервые состоится специализированный международный конгресс Urban Helth, где будут обсуждаться все аспекты, связанные с практикой «городского здоровья», а это целый комплекс решений, направленных на борьбу с болезнями и повышение продолжительности жизни. Актуальнейшая тема! Кроме того, думаем и о том, как сделать общественный транспорт экологичнее и популярнее. В этой сфере очень интересны опыт Вены и масштабные проекты Токио.
— Кого из экспертов с мировым именем увидим в этом году в «Зарядье»?
— Ожидается звездный состав участников. Среди них — руководитель Программы ООН-Хабитат Маймунах Мохт Шариф, всемирно известные архитекторы Пьер де Мерон и Рейнир де Грааф, генеральный директор авторитетного международного агентства Tom-Tom Гарольд Годейн, президент японской компании Nikken Sekkei (c которой Москва уже несколько лет сотрудничает в области строительства транспортно-пересадочных узлов) Тадао Камеи, ведущий мировой эксперт в области здравоохранения Франческа Коломбо и многие другие. Словом, приглашаю всех с 4 по 7 июля в парк «Зарядье» на Московский урбанистический форум. Приходите и узнаете много нового и интересного!
СПРАВКА
Объявлена деловая программа Московского урбанистического форума, который пройдет 4–7 июля в московском парке «Зарядье». Регистрация на мероприятие закрыта 20 июня. Сессии деловой программы состоятся 4 и 5 июля. За два дня выступят более 300 спикеров, среди которых ведущие мировые архитекторы, мэры крупнейших мегаполисов, лидеры знаковых международных мегапроектов и представители глобальных корпораций. Впервые в истории форума в рамках деловой программы пройдет конгресс Urban Health, посвященный интеграции принципов здоровья — одного из важнейших показателей качества жизни — во все сферы городского развития.
КСТАТИ
C 4 по 7 июля в «Зарядье» пройдет ежегодный крупнейший Урбанистический фестиваль MoscowUrban FEST. Организаторы анонсировали более 100 мероприятий, которые помогут увидеть город с другой стороны. Программа разделена на три тематических блока: «Почувствуй», «Осознай» и «Посмотри иначе». В нее войдут выступления звезд урбанистики и архитектуры, йога на Парящем мосту, кинопоказы от Beat Films, детские активности, а также впервые — серия спектаклей, созданных горожанами.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.