Одни говорят, что в эти ряды можно записать чуть ли не полстраны. Другие — что такого класса в России как не было, так и нет. Третьи — что средний класс у нас очень разный и по своему благосостоянию сильно различается в разных регионах.
Либерально настроенным гражданам очень хочется, чтобы у нас было «как в США». Там людей с годовым доходом в 50 тыс. долл. (а это в Штатах своеобразный пропуск на делянку среднего класса) — около 100 млн (30% населения). У нас среднегодовой доход лиц, записываемых в средний класс, — 18 тыс. долл., а численность их не превышает 10–11% населения. Не самый, впрочем, плохой показатель. На Украине, примеривающей на себя европейские наряды, доля среднего класса, по оценкам, составляет 1%.
В крупных российских городах насыщенность «среднеклассников» заметно выше. В Москве — почти четверть, в Петербурге — 21%, а в регионах — от 5 до 10%. Это и понятно: при высокой неравномерности экономического развития и больших различиях в условиях проживания человек, едва наполнивший карманы крупными купюрами, стремится перебраться поближе к «сердцу нашей Родины». Известный клич чеховских героинь — «В Москву, в Москву!» — остаётся актуальным.
Логика жизни
Своё слово в дискуссии о среднем классе сказала и глава Центробанка Эльвира Набиуллина. Она справедливо связывает перспективы его расширения с подъёмом экономики и благосостояния граждан. Логика понятна: для роста «середнячков» нужно увеличение платёжеспособного спроса. А он в стране в стадии подморозки. Зато цены растут почти на всё, начиная от жилья и заканчивая лекарствами. По подсчётам ЦБ, годовая инфляция в стране составляет в среднем более 20%. При весьма скромном росте зарплат и пенсий это значит, что идёт обеднение населения. И будет расти вовсе не средний, а тот класс, для которого на первом плане стоит вопрос выживания.
Откуда взялся и зачем?
На каких грядках произрастает средний класс? Ошибочно считать, что его породили буржуазные революции XIX в. Ещё Аристотель «для предотвращения смуты» рекомендовал государству опираться именно на него. Что касается новейших времён, то в Западной Европе этот класс вот уже несколько веков является необходимой частью экономической модели государства. Опорой стабильности.
А вот в России он родился с большим запозданием и изначально был для властей скорее нежелательным ребёнком. До революции туда можно было отнести разве что купечество. После неё буржуазия была «уничтожена как класс», а никакой промежуточной политической силы, кроме пролетариата и «трудового крестьянства», коммунистическая власть видеть не хотела. Так и прожили вплоть до 1990-х гг. Запрет на средний класс был фактически отменён лишь при Ельцине, в ходе гайдаровских реформ.
У нынешней российской власти отношение к среднему классу весьма противоречивое. Вроде бы он и нужен... Но как-то страшновато: куда его, если слишком расплодится, понесёт? Может быть, там решили, что события 2012 г. на Болотной площади — это проделки среднего класса? Но социологи указывают, что на Болотной митинговал скорее не средний класс, а куда более разношёрстная масса людей с разными поводами для недовольства. Да и в целом, те, кто оценивает общественные настроения, склонны считать средний класс скорее пассивной прослойкой. Это люди, имеющие своё мнение, ценящие свой материальный статус, заработанный честным трудом. Но если они и выражают свой протест, то легально, в ходе выборов.
Поэтому активность среднего класса никак (или почти никак) не проявляется в партийном строительстве. «Яблоко», «Партия роста» и другие любят утверждать, что именно они выражают настроения среднего класса. Но социологи полагают, что у нас нет партии среднего класса. И при этом есть значительный слой людей, считающих себя средним классом, которые сильно зависят от власти. Это чиновники, госслужащие, работники бюджетной сферы и госпредприятий. В силу этого наш средний класс на нынешнем этапе становления выступает скорее благожелательным попутчиком власти, чем оппонентом. Что же касается насторожённости по отношению к среднему классу, то она продиктована извечными опасениями русской власти, которые можно выразить фразой «Как бы чего не вышло».
Опять не до него
Санкции наносят России ощутимый материальный ущерб. Вопрос об экономической цене нынешних событий никто с повестки дня не снимал. Похоже, что основное бремя расходов возьмёт на себя РФ. Очень сомнительно, чтобы «коллективный Запад» взял на себя врачевание украинских ран.
И вероятно, что платёжеспособный спрос, питающий рост среднего класса, будет падать. В таком случае в ближайшие годы средний класс России останется красивым, экзотическим цветком на подоконнике власти. Его, возможно, будут поливать, обхаживать. Чтобы было «как в Европе». Но высадить его на большую политическую грядку едва ли удастся.
Слишком большой разрыв?
Вы согласны с тем, что различия в доходах у нас в стране слишком велики?
- Совершенно согласен — 50
- Скорее согласен — 19
- В чём-то согласен, в чём-то нет — 15
- Скорее не согласен — 4
- Совершенно не согласен — 6
- Затрудняюсь ответить — 6
Опрос ВЦИОМ проведён среди 1600 жителей РФ. Ответы даны в процентах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции