В текущем году среднегодовой курс рубля составит 70 за доллар, и это «балансовый для экономики» уровень, заявил первый замглавы Минэкономразвития Илья Торосов. И если со вторым его тезисом спорить не приходится, то исходный прогноз вызывает сомнения. До декабря еще далеко, мало ли что может случиться – и в геополитике, и в мировой экономике, и с ценами на нефть, и с российским сырьевым экспортом.
По словам Торосова, показатель 60 рублей за доллар «категорически не устраивает экспортеров», поскольку делает их бизнес нерентабельным. Кроме того, от крепкого рубля страдает бюджет, недополучающий доходы. В ослабление отечественной валюты вносит вклад восстановление импорта, в том числе за счет параллельного, добавил первый замминистра. Все это так, но есть нюансы, как говорится.
В понедельник, 30 января, курс «американца» на Мосбирже составил в моменте 69,5. Как пояснили ранее в Центробанке, ослабление рубля в переломном для него декабре 2022 года произошло из-за двух факторов: снижения валютной выручки экспортеров (и, соответственно, падения объемов продаж иностранной валюты) и увеличения спроса со стороны отдельных участников торгов. Между тем правительство не ждет никаких особых сюрпризов в динамике курсообразования не только в 2023-м, но и в ближайшие три года. И эту «уверенность в завтрашнем дне» Торосов как раз и подтвердил.
Но сейчас, в условиях долговременной санкционной реальности, ни в чем нельзя быть уверенным на сто процентов. Очевидно, что обменный курс стал намного более зависим от экспортных сырьевых доходов, поскольку утратило актуальность бюджетное правило, которое нивелировало ценовые всплески на рынке. Если раньше стоимость отечественного сорта нефти Urals отставала от цен на Brent лишь на пару долларов, то сегодня разрыв увеличился примерно до 25%. Ничего хорошего в этом нет ни для рубля, ни для бюджета, ни для отечественной экономики в целом. Инфляционные риски объективно нарастают, а пополнять казну будет все сложнее. Заработавший 5 декабря потолок цен на российскую нефть ежедневно обходится Москве в €160 млн ($172 млн). В прошлом месяце экспорт сырой нефти из РФ сократился на 12%, отпускные цены - на 23%, а доходы от продажи - на 32%, подсчитали в финском Центре исследований в области энергетики и чистого воздуха CREA.
«Если ценовой потолок останется на уровне $60 за баррель, это позволит пополнять бюджет, - говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. – Но, если стоимость отечественного сырья из-за роста дисконта упадет ниже $50, при одновременном сокращении добычи, это потребует дополнительных вливаний из ФНБ в больших объемах. Казна будет одновременно недополучать налог на прибыль (из-за сокращения экспорта) и НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых)».
А февральское эмбарго на российские нефтепродукты негативно отразится на внутреннем производстве – НПЗ начнут снижать объемы выпуска. При таком сценарии уже до конца первого квартала текущего года рубль ослабнет до диапазона 75-80 за доллар, отмечает Деев.
«Прогнозы Минэкономразвития порой звучат безосновательно, - говорит финансовый аналитик Сергей Дроздов. – Поскольку погоду на российском валютном рынке делают Центробанк и Минфин, доверия к ним больше. Вместе с тем цели и задачи этих двух ведомств находятся в противоходе: если первое заинтересовано в сдерживании инфляции, то второму нужен слабый рубль. В прошлом году «канат перетянул» ЦБ (регулируя курс в ручном режиме), в этом ситуация складывается не в его пользу. Очень многое будет зависеть от ценовой конъюнктуры на рынке энергоносителей и, разумеется, геополитических рисков. Год только начался, а цыплят по осени считают: только осенью возникнет какая-то ясность со средним курсом рубля, который традиционно торгуется в диапазонах. Пока курс тяготеет к верхней границе – 73 за доллар, но если вдруг превысит ее, девальвация может ускориться. А вообще, большинство прогнозов на долгосрочную перспективу не отличается репрезентативностью».
Среднегодовой курс валюты не означает отсутствие ее колебаний в течение года. В Минэкономразвития все-таки ждут ослабления рубля в 2023 году, но незначительного, говорит аналитик TeleTrade Алексей Федоров. То есть в какой-то период рубль может снижаться и до 80 за доллар, но затем будет возвращаться в диапазон 70-75. Соответственно, к концу года среднегодовой курс рубля составит искомые 70 за доллар. И это – базовый сценарий для Минэкономразвития, который не включает в себя реализацию рисков циклического кризиса в мировой экономике. Насколько вероятен этот вариант, вопрос дискуссионный. В конце 2022 года его шансы оценивались в 50-60%, но после замедления инфляции в США до 6,5% (в годовом выражении) и падения цен на газ в Европе до $600 за тысячу кубометров риски стали сходить на нет.
«Российский финансовый рынок по-прежнему недоступен для инвесторов из «недружественных» стран, а значит, ключевым фактором курсообразования рубля является состояние торгового баланса РФ, - говорит Федоров. – Рекордный профицит сжимается, поскольку, во-первых, восстанавливается импорт, во-вторых, сокращаются нефтегазовые экспортные доходы. Из-за замедления мировой экономики и санкционных ограничений спрос на российские энергоносители падает. Курс рубля явно будет стремиться к более низким значениям».