Туризм выходного дня в Свердловской области, урюпинский стартап, махачкалинское ночное рандеву и алтайское озеро с дырявым дном.
Вот уже два дня я мотаюсь по горной части Дагестана и мечтаю искупаться. Выхожу на забитый людьми пляж в Избербаше, небольшом приморском городке, и с первыми шагами слышу знакомый скрип песка — так звучат известные «скрипучие» пляжи Таиланда. Удивительный мелкий песок, море чистое и теплое, но при заходе в воду вдруг балки. Почему большая северная страна с минимальным набором теплых морей игнорирует дагестанский берег Каспия? Цена вопроса — революция в местных земельных отношениях. Практически весь берег республики вопреки закону находится в частной собственности. Хотя на первый взгляд этого не скажешь. Недалеко от Махачкалы есть европейского уровня прибрежный отель, вытянутый перпендикулярно совершенно пустынному берегу. Глядя на забитый гостиничный пляж, интересуюсь у владельца, не собирается ли он расширяться.
«Справа, — говорит, — земли санатория местных силовых структур, а налево, до горизонта, скупленные участки, на которых и строить не дают, и по суду отобрать не стараются». Особенности кавказской экономики — даже большее препятствие для развития, чем безопасность. Регион двух теплых морей, горнолыжных курортов, горных цепей на любой вкус просто обречен стать нашей главной туристкой дестинацией (так профессионалы называют определенную территорию, которая может привлекать широкий круг туристов и удовлетворять различные их потребности). У Кавказа нет конкурентов внутри страны. А мировой опыт показывает, что аккумулировать поток туристов, который можно будет назвать массовым, способно только теплое море. Европа, где сосредоточены многовековые культурные богатства, все же исключение.
В процессе работы я пытался подобрать иностранную модель развития туризма, подходящую для нашей большой, холодной, малообжитой, многоликой страны. И не нашел — ближе всех США и Канада, но у них в фундаменте туризма лежит великолепная дорожная инфраструктура и мобильность населения. Если задаться вопросом, как комплексно развить туризм в России, ответом станет создание пяти-шести концепций для разных типов территорий. Задача требует как минимум серьезного экономического обоснования с разумным целеполаганием. Вопрос звучит так: есть ли перспективы вложения бюджетных средств в немассовые направления туризма, готовы ли бизнес и местные власти поддержать инициативу Москвы?
Продолжение статьи читайте в свежем номере журнала "Эксперт" №17/18-2016