Самая дорогая картина в истории - "Спаситель мира", в 2017 году проданная за $450,3 млн как работа Леонардо да Винчи, - не принадлежит кисти легендарного итальянца. Как выяснили "Известия", сегодня ведущие эксперты и музейные специалисты сходятся в том, что атрибутировать её гению Возрождения нельзя. Кроме того, сомнительным оказался и заявленный провенанс (история владения) работы: в коллекции короля Англии Карла I точно был не этот, а московский "Спаситель мира" - авторства Джампетрино. О том, что выяснилось через четыре года после завершения торгов на аукционе Christie's, сколько на самом деле может стоить скандальная картина и есть ли в этой громкой истории "русский след", - в материале "Известий".
Публичная история картины "Спаситель мира" начинается в конце 2011 года, когда она была представлена на выставке "Леонардо да Винчи: живописец при миланском дворе" в Лондонской национальной галерее. Заметим, с тех пор произведение ни разу не выставлялось в музеях. Но то единственное появление, однако, произвело эффект, и вскоре "Спаситель" был за $127,5 млн куплен российским олигархом Дмитрием Рыболовлевым. А несколько лет спустя - в 2017-м - Рыболовлев решил продать его на Christie's. По разным данным, Рыболовлев планировал выручить хотя бы $100 млн, но в итоге лот ушёл за рекордные $450,3 млн (включая комиссию аукционного дома).
Как позже сообщали авторитетные мировые СМИ, столь щедрым оказался наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман. Картину ждали на выставке Леонардо в Лувре в 2019 году, однако музей и владелец не смогли договориться о деталях экспонирования. Сообщалось, что принц требовал подписать "Спасителя" именно как работу Леонардо, Лувр же был согласен лишь на менее категоричную формулировку. Не помогли даже контакты на высшем уровне. В итоге парижские зрители так и не увидели эту вещь. Позже планировалось, что картина будет передана на постоянное экспонирование в Лувр Абу-Даби. Но и эти намерения пока не воплотились в жизнь.
Новую волну обсуждений картины спровоцировал выход сразу двух документальных фильмов: The Lost Leonardo ("Потерянный Леонардо") и The Savior for Sale ("Спаситель на продажу"). Выводы обеих лент похожи. История "Спасителя мира" имеет больше отношения к коммерции, пиару и политике, чем к художественным открытиям. И хотя однозначного вердикта авторы не выносят, предоставляя слово сторонникам разных версий, становится ясно, что за прошедшие с момента той лондонской выставки десять лет научное сообщество всё более скептически относится к атрибуции работы. И всё смелее опровергает авторство Леонардо.
Так, в каталоге новой выставки музея Прадо Leonardo and the Copy of the Mona Lisa. New Approaches to the Artist's Studio Practices (идёт до февраля 2022 года) аукционный "Спаситель мира" даже не фигурирует в виде репродукции. В статье куратора экспозиции Аны Гонсалес Мозо эта вещь отнесена к числу "приписываемых" Леонардо. По мнению специалиста, у автора "Джоконды" действительно был "Спаситель мира", но он утерян, а проданная на Christie's вещь - одно из повторений учеников. Причём, полагает Мозо, ближе к исходному произведению другое повторение, известное как Ganay version, то есть версия из коллекции маркиза де Гане, в 1999 году проданная на Sotheby's за $332 тыс. Вступительный текст к тому же каталогу написал Венсан Дельевен хранитель отдела живописи Лувра, сокуратор луврской выставки Леонардо, участвовавший и в подготовке мадридской экспозиции: он не высказывает своего мнения об авторстве "Спасителя мира", однако сам факт появления его эссе в данном каталоге красноречив. Если бы Лувр придерживался принципиально иной позиции, нежели была озвучена основным автором каталога, такое соседство было бы невозможно.
На запрос "Известий" о позиции Лувра был получен ответ: "Музей не высказывается на эту тему".
Сомнительным, впрочем, оказалось не только авторство, но и провенанс. Как выяснилось, ключевой факт в истории её владения - принадлежность королю Англии Карлу I - ничем не подтверждается.
В собрании казнённого монарха действительно была работа, названная в посмертной распродажной описи А реесе of Christ done by Leonardo и, согласно тому же документу, проданная 23 октября 1651 года капитану Джону Стоуну за ?30. Однако такие вещи помечались на обороте штампом CR (Carolus Rex) с короной над буквами. На аукционном "Спасителе мира" штамп отсутствует, зато он есть на "Спасителе" Джампетрино, хранящемся в Москве в ГМИИ имени Пушкина.
Джампетрино - ученик и последователь Леонардо. И нет ничего удивительного, что его работа долгое время, вплоть до XX века, приписывалась да Винчи - для леонардесков это довольно частая история.
На сайте Royal Collection Trust это произведение охарактеризовано так: Salvator Mundi by Giampietrino, a follower of Leonardo, in the Pushkin State Museum, Moscow, with a CR brand should be identified with either this record or Sale WS 263, no. 123 ("Спаситель мира" Джампетрино, последователя Леонардо, в Пушкинском музее, Москва, с печатью CR должен быть соотнесён либо с этой, либо с другой записью - продажа WS 263, N123).