На фоне ожесточенного противостояния России и США в медиасфере три телеканала американской Viacom — Nickelodeon, Paramount Comedy и VH1 European — получили право зарабатывать в России на рекламе. Эфирный сюрприз
В четверг, 30 ноября, ООО «МТВ Нетворкс Мьюзик Восток», связанное с американской медиагруппой Viacom, получило от Роскомнадзора лицензию № 29043 на наземное эфирное вещание. Теперь, как следует из реестра Роскомнадзора, на 27-й частоте в городе Славянск-наКубани Краснодарского края могут вещать три канала, которые производит Viacom, — детский Nickelodeon, развлекательный Paramount Comedy и музыкальный VH1 European.
Лицензия кардинально меняет их статус. Обладая эфирной частотой даже в одном городе, они с точки зрения закона «О рекламе» не являются платными. Соответственно, на эти три телеканала перестают распространяться действующие с 2015 года ограничения на размещение рекламы. Nickelodeon, Paramount Comedy, VH1 European сейчас рекламу в своих программах не размещают, а зарабатывают лишь на абонентской плате, которой с ними делятся кабельные операторы.
«МТВ Нетворкс Мьюзик Восток » получил лицензию на эфирное наземное вещание, поскольку обратился с соответствующим заявлением в Федеральную конкурсную комиссию по телерадиовещанию при Роскомнадзоре и та приняла положительное решение, следует из ответа пресс-службы ведомства на запрос РБК.
Комиссия, в частности, рассматривает заявление соискателей и вносит изменения в условия лицензий, указано на сайте Роскомнадзора. В штаб-квартире Viacom запросы РБК переадресовали в российский офис. Гендиректор Viacom International Media Networks в России Елена Бальмонт подтвердила РБК факт получения эфирной лицензии для трех телеканалов.
Без партнеров как без рекламы
С января 2015 года, когда ограничения на размещение рекламы на платных каналах вступили в силу, было лишь два случая, когда считающиеся такими телеканалы с иностранным контентом вернули себе право зарабатывать на рекламе, и оба были обусловлены партнерством зарубежных вещателей с крупным отечественным медиахолдингом.
В конце 2015 года в рамках сделки Национальной медиа группы и американской Discovery Communications шесть ее каналов — Discovery Channel, Animal Planet, TLC, ID Extra, Eurosport 1, Eurosport 2 (позже к ним добавился детский телеканал Cartoon Network) — получили одну на всех эфирную частоту в Магнитогорске Челябинской области. Тогда Discovery Communications на безденежной основе отдала Национальной медиа группе 80% своего российского бизнеса, поскольку принятые в 2014 году поправки в закон «О СМИ» запретили иностранцам с января 2016 года владеть более 20% в учредителе любого российского СМИ. В результате со ставшими частью Национальной медиа группы телеканалами своей частотой в Магнитогорске поделился входящий в этот холдинг РЕН ТВ.
В 2016 году Национальная медиа группа получила также 80% российского бизнеса компании Viasat (телеканалы TV 1000, «TV 1000 Русское кино», Viasat History, Viasat Explore и др.). В 2015-м вла- девшая ею шведская Modern Times Group продала за $45,5 млн все каналы Viasat структуре Varing Vostok, а та, чтобы соответствовать новым требованиям закона «О СМИ», передала 80% вещательного бизнеса в России Национальной медиа группе. Холдинг, в свою очередь, переоформил на каналы семейства Viasat свою лицензию на эфирное вещание № 24033, и они смогли зарабатывать на рекламе.
Viacom также была вынуждена изменить структуру собственников своих российских активов. С декабря 2015 года 80% ее российского бизнеса принадлежит топ-менеджеру «Реновы» Максиму Майорцу, 19% — структуре Viacom International Media Networks, 1% — частным лицам. Партнера, который мог бы поделиться с российским представительством Viacom International Media Networks, не было.
Из крупных международных медиакомпаний дублированные версии своих телеканалов в России сохранили также Fox (National Geographic, Fox, Fox Life и др.) и Sony Pictures Television (Sony Sci Fi, Sony Entertainment Television, Sony Turbo). Чтобы соответствовать новым требованиям закона «О СМИ», Fox в 2015 году сделал основным собственником своих каналов в России местную дистрибьюторскую компанию «Телко Медиа», Sony Pictures Television в феврале 2016-го — бывшего топ-менеджера «Газпром-Медиа» Владимира Ханумяна. Все их каналы с 2015 года прекратили показывать рекламу.
Представитель «Телко Медиа» и Владимир Ханумян не ответили на вопрос, готовы ли они последовать примеру Viacom и запросить у Роскомнадзора лицензию на эфирное вещание.
Роскомнадзор перестал выдавать новые лицензии на наземное эфирное телевещание в России с середины 2000-х, когда заработала государственная программа перехода с аналогового эфирного вещания на цифровое (аналоговый сигнал изначально планировалось отключить еще в 2015 году, но позже срок сдвинули на 2019-й). С конца 2000-х желающие заниматься телевещанием получали так называемые универсальные лицензии, которые позволяют транслировать программы в любой среде, но не закрепляют за каналом конкретной эфирной частоты. В настоящее время Роскомнадзор лишь переоформляет истекающие эфирные лицензии на новые и в индивидуальном порядке согласовывает переуступку существующей лицензии одним СМИ другому.