Владимир Путин в своей речи на Петербургском форуме дал понять, что острая фаза кризиса в экономике пройдена. Предприниматели до конца ему не поверили, но в целом выступление президента их обнадежило.
В речи на ПМЭФ-2015 президент Владимир Путин заявил, что прогнозы о глубоком экономическом кризисе в России не сбылись. По его словам, экономика страны имеет большой запас прочности. «Еще в конце прошлого года нам предрекали глубокий экономический кризис. Этого не произошло. Мы стабилизировали ситуацию, погасили негативные колебания конъюнктуры и уверенно проходим через полосу трудностей», — сказал глава государства.
Путин также рассказал, каким образом преодолевает последствия санкций. «Вновь повторю: на внешние ограничения мы отвечаем не закрытием экономики, мы отвечаем расширением свободы, повышением открытости России», — подчеркнул он.
РБК попросил политиков и бизнесменов, участвовавших в форуме, поделиться своими впечатлениями от речи Владимира Путина. Глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин обратил внимание на то, что президент очень аккуратно строил фразы, чтобы уйти от разговора о том, кризис сейчас или нет. Член совета директоров группы «Илим» Борис Зингаревич сказал РБК, что «не до конца понимает» тезис о том, что острая фаза кризиса пройдена. «С точки зрения банков и макроэкономической ситуации пока ничего не меняется. Мы продолжаем стагнировать. Когда мы говорим о том, что острая фаза пройдена, мы имеем в виду, что скорость падения снижается. Но слово «снижение» сохраняется», — резюмировал Зингаревич. Похожая оценка у председателя правления Московской биржи Александра Афанасьева. «Не думаю, что Путин или кто-то другой всерьез считают, что кризис пройден. Это сложный термин, кризисом обычно называют резкое падение, затем начинается стагнация, но окончанием кризиса можно называть только рост, причем не восстановительный, а фундаментальный», — сказал он РБК.
Председатель совета директоров «Реновы» Виктор Вексельберг считает, тем не менее, что сообщение о том, что острая фаза кризиса пройдена, было основным в речи для бизнеса. «Мы услышали, что то состояние кризиса, которое существует, некритично и государство уверено, что мы в ближайшее время выйдем из него», — говорит Вексельберг. А министр экономразвития Алексей Улюкаев заявил РБК, что «не слишком верит, что [кризис] вообще был». «Статистически у нас будет еще месяца два снижения, но самую рисковую часть мы, безусловно, прошли», — добавил Улюкаев.
Председатель совета директоров группы «Мать и дитя» Марк Курцер сказал РБК, что основным сообщением, которое он услышал в выступлении президента, были обещания не повышать налоги. «Очень важное, что прозвучало, — четыре года моратория на изменение налогов. Кроме того, существуют деньги на проведение реформ, поддержки импортозамещения», — говорит бизнесмен, на которого речь произвела благоприятное впечатление.
Экс-глава ФСФР, председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин считает, что главная мысль выступления состояла в следующем: «Мы наконец будем заниматься экономикой, а не политикой». Самое интересное как на форуме, так и в выступлении Путина — это то, что все много говорили о реформах, соглашается Александр Афанасьев. «Я услышал, что президент привержен открытости рынка, и это главное», — отметил он.