На совещании в Иннополисе премьер-министр Михаил Мишустин представил общие контуры разрабатываемой в правительстве новой программы господдержки IT, частью которой является налоговой маневр в этой отрасли. Белый дом намерен за три-четыре года удвоить число занятых в IT-секторе и довести его долю в ВВП страны до 2%. Объявленными способами этого амбициозного плана, помимо налоговых льгот, являются стимулирование спроса госсектора на IT-решения с запретом на разработку продуктов, аналогичных коммерческим, создание государственно-частного партнерства (ГЧП) с использованием государственной big data, переформатирование системы поддержки стартапов и заметный рост вложений в IT-образование.
Совещание с представителями IT-индустрии в Иннополисе (Татарстан) включало программное выступление премьер-министра Михаила Мишустина — его задачей было объяснить, как объявленный в июне налоговый маневр в отрасли (снижение ставок соцсборов в IT с 14% до 7,6% и налога на прибыль с 20% до 3% при восстановлении НДС на часть операций) вписывается в перспективные планы Белого дома регулирования в отрасли.
Презентация премьера была озаглавлена «Новая программа господдержки IT». Правительственного документа с таким названием не существует — речь шла об общих контурах предполагаемой на 2020–2024 годы системы госрегулирования и госстимулирования развития отрасли.
Налоговый маневр (формула которого пока продолжает обсуждаться — так, Михаил Мишустин объявил о сохранении нулевого НДС для программного обеспечения, внесенного в реестр Минкомсвязи, а также для облачных SaaS-решений) рассматривается как одна из шести составляющих будущей программы. Остальные пять — «стимулирование спроса», «поддержка R&D», «господдержка стартапов», «развитие ГЧП» и «развитие кадровой базы». Задачей до 2024 года является увеличение занятости в IT до 750 тыс., двукратное увеличение спроса на российское ПО к базе 2020 года (исходя из данных IDS и ЦБ, это порядка 1,3 трлн руб. в 2024 году внутреннего спроса и до 0,7 трлн руб.— экспортного) и около 1 тыс. новых технологических стартапов в IT, созданных при господдержке.
Пока наиболее ясна стратегия Белого дома по части кадров.
По словам Михаила Мишустина, контрольные цифры приема в российских университетах по IT-специальностям должны вырасти с текущих 50 тыс. до 120 тыс. к 2024 году — это беспрецедентное обещание роста бюджетных мест в вузах. Кроме того, 5–7% студентов предполагается обучать в 12–15 университетах по международным программам. Эта часть дополняется обещанием ускоренной подготовки IT-специалистов с 50-процентным софинансированием государством образовательных программ. Отметим, единственным аналогом этой идеи можно считать масштабный поворот высшего образования в сферах госуправления и юриспруденции в 2002–2012 годах — но он был более растянут во времени. Новые кадры появятся на рынке уже после 2024 года, текущий дефицит IT-специалистов, видимо, предлагается компенсировать софинансированием переобучения.
Реформа господдержки IT-стартапов скорее дополняет, чем изменяет текущую структуру. Правительство по шести направлениям (AI и big data, телекоммуникации, IIoT, блокчейн, безопасность) намерено через фонды Бортника и «Сколково» распределить гранты на 20 млрд руб.— в рамках нацпрограммы «Цифровая экономика». Столько же предлагается вложить за четыре года в гранты ведущим IT-компаниям на выпуск и «пилоты» по новым продуктам. 10 млрд руб. в год прямой безвозмездной поддержки до 2024-го — суммы, сопоставимые с объемами венчурных инвестиций, которые, очевидно, будут конкурировать в этой сфере с госотраслями.
В сфере ГЧП официально объявленная Михаилом Мишустиным программа выглядит так. Обещано предоставление доступа бизнеса к госданным о гражданах с согласия последних. То есть создающийся сейчас Белым домом «data pond» — массив идентификационных данных населения, использующих цифровые госуслуги,— не будет госмонополией, в рамках ГЧП будет открыта возможность создания коммерческих сервисов, связанных с оказанием госуслуг.
Анонсировано также использование государственной электронной подписи гражданина для заключения с ним сделок и использование цифрового ID гражданина для авторизации пользователей негосударственных услуг.
Вокруг этой позиции с 2011–2012 годов в госаппарате шли в закрытом режиме активные споры. Судя по презентации премьер-министра, они завершаются, избрана относительно либеральная модель взаимодействия государства, населения и бизнеса в этой сфере.
Для компаний наиболее привлекательной выглядит та часть программы, которая описывает будущие меры по увеличению спроса — его правительство может увеличивать только из госзакупок и закупок госкомпаний, которые имеют большой вес в совокупном спросе на IT. Михаил Мишустин заявил об идущей уже сейчас кампании согласования всеми госструктурами и госорганами планов замещения иностранного ПО до 2024 года. Впрочем, ее результаты предсказать невозможно. Видимо, более важны два других пункта: IT обещан запрет на разработку в госструктурах аналогов имеющихся на рынке коммерческих российских продуктов, а организациям в соцсфере (образование и здравоохранение) будут выделяться целевые средства на закупку профильных ПО. Здесь стратегия Белого дома умеренно протекционистская: хотя цель этой части программы — «приоритет российских IT-решений», характерных для прошлых лет прямых выпадов против иностранных IT-компаний программа в общем не содержит, скорее ориентируясь на локализацию в российской юрисдикции глобализованного IT-бизнеса. И наоборот: Белый дом также предлагает включить в программу спецподдержку экспорта IT-решений. В целом, по словам Михаила Мишустина, одной из задач программы при переходе к зрелому состоянию индустрии является создание в РФ крупных глобализованных IT-компаний.
По крайней мере в период 2021–2024 годов решения каких-либо сверхзадач и звездных успехов от российского IT при этом не ждут — по сути, Белый дом предлагает ограниченными решениями и отчасти гарантией госспроса поддержать динамику развития сектора 2014–2019 годов. Согласно презентации, валовая добавленная стоимость в IT выросла за этот период на 120% (с 374 млрд руб. до 822 млрд руб.). Удвоение доли IT в ВВП практически произошло в те же годы — тогда она выросла с 0,55% до 0,96%. Еще одно удвоение, в 2020–2024 годах, должно происходить темпами, увеличенными на 20–25%. Перегреть отрасль такие меры явно не в состоянии — скорее, Белый дом заинтересован в том, чтобы сохранить место для российской части IT-отрасли на быстро глобализующемся рынке.