Минюст РФ предлагает повысить доходы судебных приставов, не прибегая к дополнительным бюджетным тратам. Согласно разрабатываемому законопроекту, сотрудники Федеральной службы судебных приставов (ФССП) получат прибавку к зарплате "за счет части взысканного". Правозащитники не видят в инициативе конфликта интересов, в Госдуме однозначного отношения к ней пока нет.
Министерство юстиции РФ разрабатывает законопроект, который призван "способствовать мотивированию судебных приставов-исполнителей на исполнение требований исполнительного документа в полном объеме". Для этого ведомство предлагает законодательно закрепить дополнительное стимулирование судебных приставов "сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете". Стимулировать приставов планируется "за счет части взысканного исполнительского сбора при достижении конкретных показателей". При этом предполагается, что размер поощрений Минюст РФ установит дополнительными нормативными актами. Текст законопроекта пока разрабатывается, однако известно, что документ внесет изменения в законы "Об исполнительном производстве", "О судебных приставах", а также в Бюджетный кодекс РФ, вступление в силу нового закона запланировано на январь 2017 года.
Авторы документа говорят, что "у ФССП России отсутствует возможность самостоятельно создать для своих работников достойные условия оплаты труда". Как пояснили "Ъ" в Минюсте, в последние годы количество поступающих в ФССП исполнительных документов растет, увеличивается нагрузка на судебных приставов, "при этом уровень оплаты труда судебных приставов не отвечает требованиям к их профессиональному уровню".
"Сейчас у нас наблюдается высокая текучесть кадров и люди работают на износ,— подтвердили "Ъ" в ФССП.— Поэтому инициатива Минюста для нас очень важна". Как следует из ранее обнародованных данных, в 2015 году ежемесячный доход, например, старшего судебного пристава состоял из оклада 5,2 тыс. руб. и 120-процентной надбавки за классный чин.
В Минюсте напомнили, что в России до 2004 года существовал внебюджетный фонд развития исполнительного производства, формируемый из отчислений от исполнительского сбора (70%). За его счет судебные приставы "стимулировались к эффективной работе". Однако сейчас такой практики нет, хотя она используется, например, в Германии, Финляндии, Белоруссии и Азербайджане. "Механизм выплат в основном сводится к тому, что денежные средства для поощрения судебных исполнителей аккумулируются в специально создаваемых фондах за счет возврата из бюджета части сумм, поступивших от должников. В частности, в Белоруссии подобная система введена в апреле 2014 года",— сообщили в Минюсте. Отметим, что судебные приставы в 2015 году взыскали задолженности на сумму 475 млрд руб., что на 45 млрд руб. больше показателей 2014 года. Об этом сообщал глава службы Артур Парфенчиков.
Первый заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Госдумы РФ Сергей Катасонов также отметил, что ранее подобная система существовала в России, например в налоговой инспекции. Однако депутат предостерегает: если приставы будут получать определенный процент от изъятой суммы, "то это превратится в сплошное вышибание". Господин Катасонов поддержал идею формирования фонда, средства которого будут использоваться для поощрения отличившихся работников.
Его коллега, первый заместитель председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Сергей Фабричный, напротив, считает, что нынешняя система оплаты труда госслужащих является оптимальной: "Она понятная и прозрачная — служащие получают денежное вознаграждение за выполняемую работу из бюджета соответствующего уровня: муниципального, регионального или федерального". Он также отметил, что ряд ведомств в 1990-е годы практиковали порядок дополнительных мотивационных выплат, однако "от них отказались, когда законодательство стало развиваться и совершенствоваться".
Гендиректор центра антикоррупционных исследований и инициатив "Transparency International Россия" Антон Поминов не увидел в идее конфликта служебных интересов, однако заявил, что бонусы нужно начислять не за объем изъятых средств, а за количество исполненных дел, чтобы не было искушения "работать только по-крупному".