Вчера стало известно, что правительство РФ разрабатывает новый национальный проект в сфере туризма, который, в частности, призван увеличить число поездок внутри страны. По словам вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко, тема внутреннего туризма особенно актуальна в условиях пандемии, когда выезд за рубеж ограничен. А эксперты настоятельно советуют отправиться в путешествие, чтобы снять психологический стресс после длительной самоизоляции.
Выход из самоизоляции сопровождается противоречивыми прогнозами. Одни эксперты уверены, что выявили у москвичей новое психическое расстройство, назвав его ковидофобией: мол, страх выйти из дома еще долго будет держать народ в напряжении. Другие, напротив, полагают, что горожане при любой возможности будут стремиться уехать куда подальше от надоевших квартирных стен.
— Думаю, отчасти справедливы оба утверждения, — комментирует социолог Алексей Егоров. — В столице, с ее многомиллионным населением, можно встретить людей самых разных психотипов, имеющих диаметрально противоположное отношение к отдыху, работе, общению. Но очевидно, что всех объединяет усталость от длительных ограничений. И с этой точки зрения потребность сменить обстановку вполне объяснима. Она сегодня есть даже у тех, кто психологически пока не готов вернуться к нормальной жизни. Ведь пока не сделаешь шаг из квартиры хотя бы во двор, от фобии не избавишься. Психологи сейчас наперебой советуют чаще бывать на улице, гулять, заниматься спортом. Что, как мы видим, большинство горожан и делает. Время, необходимое на адаптацию, у каждого разное, а лекарство одно — нужно постепенно расширять границы окружающего мира. То, что выход из самоизоляции проходит поэтапно, помогает адаптироваться и тем, кто подвержен повышенной тревожности, и тем, кто слишком ретиво рвется вернуться к привычному ритму жизни, тесному общению с друзьями, родными, знакомыми и коллегами. Последних, к слову, среди жителей мегаполиса все-таки больше. Мы привыкли все время находиться в окружении большого количества людей: в транспорте, на работе, в магазинах и даже в зонах отдыха.
Переходный режим
Интернет сегодня буквально кишит инструкциями, как правильно выходить из самоизоляции. Суть их сводится к тому, что стоит продолжать внимательно относиться к своему здоровью, укреплять иммунитет и реабилитировать длительное пребывание в ограниченном кругу домашних, возвращаясь к «живому» общению с друзьями и коллегами. Правда, все это нам советуют делать осторожно. Но разве мы так умеем?
Достаточно вспомнить, как буквально в считаные дни, если не часы, заполнились родителями с малышами детские площадки, на набережных весело заколесили велосипедисты, перегоняющие бегущих трусцой. Нам снова некогда. Слишком мы застоялись, истосковавшись по броуновскому движению большого города.
— Желание выйти на улицу — это ведь не только банальная потребность подышать свежим воздухом, — объясняет психолог Илья Суровцев. — Для москвичей давно стало нормой быть все время в пути, чувствовать себя максимально загруженным массой разных проблем, которые необходимо решить одновременно, причем территориально в разных местах. Мы привыкли перемещаться и, давайте уж, честно, суетиться. Именно этого состояния во время самоизоляции большинству так остро не хватало.
Согласно соцопросам, «ожившая» после самоизоляция столица нынешним летом продолжит активно трудиться: более половины москвичей решили отказаться от планов на отдых, причем 28 процентов горожан намерены из отпускных средств создать подушку безопасности. При этом многие из тех, кто во время самоизоляции работал удаленно, в офис возвращаться не спешат. По данным опроса крупной консалтинговой компании, около 80 процентов москвичей, полностью или частично перешедших в режим дистанционной работы из-за пандемии, заявили, что им подходит удаленная работа. Из квартир на самоизоляции работали 72 процента опрошенных, около 15 процентов чередовали нахождение дома и на даче. Основным плюсом удаленки жители мегаполиса называют возможность не тратить время на дорогу до офиса.
— Удивляться нечему, — комментирует психолог. — Работая на дому, многие поняли, что можно успеть переделать в несколько раз больше дел, чем сидя в офисах. Например, на детей же явно раньше времени не хватало. А тут оно нашлось, даже при необходимости трудиться. Сейчас, когда ограничительные меры почти сняты, менять затворничество в квартире, по сути, на то же самое, только в офисе, мало кому хочется. Получившие свободный график, когда личные дела и работу можно регламентировать самостоятельно, естественно, не спешат от него отказываться. Но это совсем не значит, что люди не хотят выходить на улицу, путешествовать, ездить на дачи, гулять в парках. Напротив. После долгих месяцев на карантине сегодня, наверное, как никогда у людей возникла психологическая необходимость куда-то вырваться.
Привлекает такой режим и тех, кто пока испытывает тревожность, что опасность заразиться еще не отступила. Это в принципе и есть та самая адаптация, которая нужна жителям столицы, чтобы вернуться к привычному образу жизни. Да и время года все-таки больше располагает к отдыху, и у детей каникулы. Отпуск сегодня далеко не всем по карману, так что удаленная работа как переходный режим становится для многих жителей столицы оптимальным компромиссом.
Под одной крышей
Казалось бы, зачем вообще в этом году рваться в отпуск, если мы и так в окружении семьи, детей, любимых кошечек и собачек просидели три месяца. Кто-то даже предполагает, что работающие удаленно расслабились и обленились донельзя. А теперь еще и об отпуске заговаривают?! На самом деле исследование одного из ведущих российских социологических агентств показало, что в дистанционном режиме люди работают в среднем на три часа больше, чем в офисе. Выбрать точное время начала и конца рабочего дня оказалось проблемой для 48 процентов опрошенных. Кроме того, многие офисные сотрудники обнаружили, что на удаленной работе они стали чаще испытывать стресс, быстрее уставать и реже находить время на себя. При этом большинство таковых — люди семейные, имеющие детей. То есть те, кто сегодня в первую очередь выражает желание продолжать работать удаленно. В чем логика?
— Знаете, в народе говорят: «Одно лечим, другое калечим», — объясняет психолог Илья Суровцев. — Так и здесь. Вроде бы сложили все проблемы «в одну корзину». Когда дома работаешь, дети на виду, они маму-папу рядом видят, которые в любой момент могут на ребят отвлечься. Хорошо же, удобно! Но в том-то и загвоздка. Границы «дом-работа» стерлись. Все под одной крышей. Дом стал крепостью от коронавируса, но перестал быть местом отдыха от трудовой деятельности. Заботы по хозяйству и воспитанию детей перемешались с отчетами, необходимыми сдать в срок. Понять, куда в такой график вписать отдых, многие так и не смогли. Здесь нужна жесткая самодисциплина, к такому рабочему режиму надо долго привыкать. И поэтому стрессы как последствия самоизоляции вполне объяснимы. Пока действовали жесткие ограничения, выйти куда-то, чтобы абстрагироваться, возможности не было. А сейчас она есть. Только дома уже психологически не отдохнешь, поскольку это место теперь ассоциируется с трудовой деятельностью.
Более половины респондентов сообщают, что во время самоизоляции у них не появилось нового занятия или хобби по душе. При этом подавляющее большинство отмечают, что стали больше внимания уделять семье, детям и пожилым родственникам.
— Мне нравится работать удаленно, — говорит мама двоих детей Татьяна Смирнова. — Но я, конечно, устаю не меньше. К вечеру не знаешь, за что хвататься: то ли за работу, которую не успела сделать днем, потому что играла, читала, гуляла с детьми. Или начать готовить, гладить, убирать квартиру. Но для моих детей однозначно такой вариант предпочтительнее.
По словам заместителя директора Московской службы психологической помощи населению Иннокентия Постникова, самоизоляция отличается от отпуска тем, что, сидя дома, люди не могли реализовать многие свои планы и желания. А сейчас эта критическая масса нереализованных желаний может дать о себе знать. «Возможно, отпуск после самоизоляции действительно нужен, как и после привычной нам работы, так как мы на самоизоляции не отдыхали», — сказал эксперт в интервью одному из информационных агентств, отметив, что накопленные невыполненные дела могут стать причиной апатии. А с поднятием настроения помогут справиться, например, прогулки по городу.
— Проблема в том, что на самом деле отдыхать мы не очень умеем, — говорит психолог Людмила Федотова. — Плюхнуться на диван, придя с работы, — это не отдых. Конечно, многие, кто работает удаленно, может, и стали меньше уставать физически. И это их устраивает. Но психологическое истощение, спровоцированное вынужденным затворничеством, опасно не меньше. И с этой точки зрения смена обстановки, походы куда угодно, даже на не слишком большие расстояния, просто для того, чтобы сменить картинку перед глазами, многим сегодня жизненно необходимы.
Физиология счастья
По мнению экспертов, путешествие — один из самых эффективных методов борьбы с психологической усталостью. Отправляетесь ли вы в дальний туристический тур или просто выбираетесь за город, а то и просто в парк, к реке или в лес — не важно. Все это — путешествие, смена обстановки и получение удовольствия.
— Если человек долго живет в одном ритме, он устает от рутины и начинает совершать ошибки в работе, становится раздражительным и невнимательным к родным, — объясняет психолог Илья Суровцев. — Значит, пора куда-нибудь выбраться, переключить внимание, взбодриться и поменять привычное течение суток, чтобы избавиться от ощущения «дня сурка».
Причина, по которой эксперты настоятельно рекомендуют «лечиться» от самоизоляции любыми вариантами смены обстановки, проста: все дело в гормонах и в нашей физиологической потребности получать удовольствия, которых долгое время были лишены.
— Как известно, любыми ощущениями в нашем организме заведуют гормоны, тех, что отвечают за счастье, всего четыре: эндорфин, дофамин, окситоцин и серотонин, — объясняет врач-эндокринолог Светлана Дорошина. — В приятной поездке, особенно которую долго ждешь, затосковав в повседневности, они вырабатываются чаще, чем в обычной жизни. Ведь это время, когда мы испытываем сильные эмоции, активны физически, попадаем в необычные ситуации, влюбляемся, наконец. Эндорфин называют гормоном счастья, но, чтобы «добыть» его, в путешествии стоит потрудиться физически. Поездка на машине хоть и доставит удовольствие, но даст куда меньше положительного эффекта, чем прогулка пешком или на велосипеде. Когда мышцы напрягаются, происходит выброс эндорфина в кровь. В этот момент и наступает ощущение второго дыхания, а на смену усталости приходит эйфория. А тем, кому не по силам физические нагрузки, помогут привести чувства в норму и разбудить положительные эмоции походы в театр, музей или просто пешая прогулка по городу.
Гормон дофамин, уточняет врач, отвечает за мотивацию и вознаграждение. Вздох облегчения, что вам все-таки удалось вырваться из четырех стен, подарит радость, которую вы давно не испытывали.
А молодым людям, кстати, поездка в незнакомые места сулит приятные сюрпризы по другой причине.
— Во время отпуска или в поездке выходного дня, когда «на потом» отброшены все дела, мы становимся более открытыми, легче находим общий язык с незнакомыми людьми, обзаводимся новыми друзьями. Недаром же столько рассказов и анекдотов бытуют о курортных романах и интрижках, — говорит психолог Людмила Федотова. — Ну и что? Влюбленность -— прекрасное чувство! Словом, выкраивайте время и отправляйтесь куда угодно, где вы отвлечетесь настолько, что забудете обо всем. Поверьте, даже за один день можно получить массу новых впечатлений, чтобы с их помощью стряхнуть напряг длительного затворничества. Тогда и вернуться к нормальной жизни будет значительно проще.
В ТЕМУ
Число россиян, работающих дистанционно, превысило 2 миллиона человек, с 1 апреля оно выросло почти в 30 раз, сообщил недавно премьер-министр России Михаил Мишустин на совещании о ситуации на рынке труда. Говоря о том, как «реально улучшить положение дел с занятостью», глава правительства предложил «активнее применять новые методы в сфере трудоустройства», включая удаленный формат работы. Премьер также отметил удобство такой формы занятости для многих категорий работников, в том числе для людей с ограничениями по здоровью или семей с детьми. При этом права сотрудников на удаленной работе должны быть защищены в соответствии с законом.
Улететь куда угодно
Обычно большинство жителей Москвы чаще выезжают на отдых за границу, чем на российские курорты. В последние годы у жителей столицы были популярны поездки в Грузию, Черногорию, Грецию, Турцию, Испанию и Таиланд. В Симферополь, Сочи и Анапу отдыхающие из столицы ездят много реже. В этом году согласно результатам исследования международного консультанта CBRE три четверти жителей Москвы и Подмосковья собираются путешествовать по России.
А после открытия внешних границ и возобновления авиаперелетов россияне больше всего хотели бы отправиться в Западную Европу. Так, 13,75 процента опрошенных сообщили, что хотят посетить Италию, в числе лидеров оказались Испания (9,4 процента) и Португалия (6,3 процента). В список наиболее желанных направлений попали Таиланд, Турция и Греция.
А КАК У НИХ
В Германии очень любят путешествовать: четверо из пяти граждан этой страны совершают как минимум одну туристическую поездку в год длительностью не менее пяти дней. Это более 70,8 миллиона поездок, 74 процента из которых приходятся на другие страны. Однако, по данным крупнейшего немецкого института исследования рынка, в этом году из-за пандемии почти каждый третий житель Германии заявил, что не планирует уезжать в отпуск. 47 процентов немцев не хотят путешествовать и наблюдать за ситуацией в мире, даже если ограничения на поездки будут сняты.