Мы, конечно, догадывались, что турецкий «ол инклюзив» дешевле российского. Но чтобы настолько?! Сеть турагентств «1001 тур» провела исследование и ошарашила цифрами: в августе отдых в отелях от 3 до 5 звезд по системе «все включено» в Турции обойдется (в зависимости от категории отеля) в 3,5 - 6,1 раза дешевле, чем в Краснодарском крае. Самая высокая разница - в трехзвездочных отелях. А чем выше категория гостиницы, тем меньше ценовой разрыв между Россией и Турцией. Важный момент: речь идет именно об отелях, без перелетов. Если брать с авиабилетами, картина будет другой (см. «Кстати»). Но все равно: почему проживание с полноценным питанием у нас настолько дороже и можно ли изменить ситуацию? Разобраться нам помог Илья Уманский, вице-президент, руководитель комитета по внутреннему туризму Ассоциации туроператоров России (АТОР).
1. Строительство отелей обходилось дешевле
По мнению эксперта главная причина разницы в ценах на отдых — это разная себестоимость затрат на строительство отелей и их эксплуатацию: в Турции она значительно ниже.
- Турция по туризму - это номер один в мире, - говорит Уманский. - Они 20 лет шли к этому результату. В развитии отрасли активное учатие принимало государство. Оно субсидировало инвестору до 50 процентов затрат, если он использовал материалы и компоненты, произведенные в Турции — это привело к развитию отраслей, задействованных в туриндустрии. Материалы, которые используются при строительстве самих отелей, инженерных сетей, обустройстве номеров — от декора до сантехники, бытовая электротехника и так далее — все у них свое.
2. Еды много
Следующий вид туристического многоборья — питание. Оно в Турции тоже значительно дешевле, чем у нас.
- Более того, значительная часть продовольствия, которым кормят туристов на российских курортах, привозится из Турции, - добавил собеседник. - Причина та же — оно дешевле даже по импорту.
Правда, многие российские аграрии не согласны с такой оценкой. По данным НИИ овощеводства по огурцам, например, мы полностью закрываем свои потребности, а по помидорам — почти до 75%. Если бы был более высокий спрос, фермеры могли бы увеличить объемы этой культуры.
А в Турции еда дешевле не только потому что она дешевле на местном рынке. Но и потому, что отели закупают ее в огромных количествах - туристов там в десятки раз больше, чем у нас.
Кроме того, курортные комплекса обросли сетями фабрик, которые готовят для отелей однотипную еду — и тоже в больших количествах, это делает ее очень недорогой.
3. Высокая конкуренция
На цены влияет и отсутствие конкуренции в российском турбизнесе.
- У нас катастрофическая нехватка предложения на рынке, - говорит эксперт. - Очень мало качественных предложений и еще меньше — в сегменте «все включено». Катастрофически не хватает номерного фонда, особенно, качественного — то есть такого, который был построен или обновлен не более 10 лет назад, управляется профессиональным менеджментом и прошел сертификацию. По нашим оценкам, доля такого фонда не превышает 10 процентов от общего числа мест размещения. Например, в турецком Кемере несколько сотен 5-звездочных отелей. А пересчитать, сколько таких отелей на черноморском побережье в Краснодарском крае, у нас хватит пальцев обеих рук.
4. Отсутствие дефицита
Малое число отелей приводит и к возникновению дефицита. Основная масса туров раскупается в начале лета, а на то, что осталось цены взлетают до небес.
- В сегменте «все включено» в хороших отелях при довольно малочисленном предложении цены конечно, стремятся вверх, - говорит Уманский. - Потому что предприниматель, который инвестировал в гостиничный бизнес, заинтересован в повышении рентабельности. Поэтому никто не будет продавать дешевле то, что можно продать дороже — это очевидно.
5. Низкий курс доллара
И еще сказывается влияние курса валют.
— Сейчас сложилась такая ситуация, что импорт для нас дешевеет, в том числе и туристические услуги, - говорит Уманский. - Но так было не всегда.
Но цена — штука гибкая, часто меняется в зависимости от ситуации на рынке.
- Так что надо ловить хорошую цену, и тогда можно найти выгодное предложение и в российских отелях, - советует эксперт.
6. Такое долгое лето
Помогает Турции и география — там курортный сезон значительно дольше, чем у нас. Если турецкий берег готов принимать постояльцев с апреля по ноябрь, то у нас – с мая по сентябрь. А это значит, что турецким отельерам нет необходимости собрать денежную жатву за короткий срок, чтобы обеспечить рентабельность своего бизнеса.
Что же нам делать? Развивать конкуренцию и поддерживать инвесторов!
Для того, чтобы побороть дороговизну отечественного турбизнеса, нужно развивать конкуренцию.
- Других способов рынок не придумал, - говорит Уманский. - Это приведет к понижению цен и повышению качества. Можно, правда, установить государственную монополию на туристические услуги - тогда мы не будем говорить о цене, но будем говорить о качестве.
Госмонополии — нет, а господдержке — да.
- Долгие годы государство никак не поддерживало туризм, за последнее десятилетие кроме олимпийской стройки в Сочи практически никаких существенных объектов в курортных зонах не создавалось, но в последнее время ситуация изменилась, - продолжает эксперт. - Действует нацпроект по поддержке туризма, который предусматривает ряд мер по развитию отрасли, самая ключевая — предоставление субсидий. Инвестор получает деньги на реализацию гостиничных проектов по ставке 3-5%. Это радикально меняет ситуацию, несколько проектов уже заявлено и реализуется, так что ситуация сдвигается.