Знаменитый вопрос принца датского Гамлета «Быть или не быть?» из трагедии Шекспира в современной России звучит так: «рожать или не рожать?» Почему проблемы демографии, а точнее говоря – убыли населения, стоят сегодня так остро
Старение населения, кризис семьи и рождаемости характерны не только для России. С ними сталкиваются почти все развитые страны. И прежде всего в Европе. Учёные всё чаще задаются вопросом: что это – кризис европейской цивилизации, временные трудности или последствия порочной экономической и социальной политики? Социальные проблемы в Европе долгое время замалчивались. Казалось, что процветание европейских столиц (в том числе и Москвы) равнозначно процветанию государства. Недавние массовые манифестации во Франции опровергают эти умозаключения. Движение «жёлтых жилетов» наводит на мысли о том, что в основе многих современных проблем (в том числе социальных и демографических) лежат не столько противоречия глобального развития, сколько эгоизм правящих элит, ведущий к обеднению широких слоёв населения.
За последние десятилетия рождаемость заметно снизилась фактически во всех европейских странах. Россия вписывается в эту тенденцию. На фоне падения рождаемости всё заметней становится и общее старение населения. Число граждан РФ в возрасте 65+ приблизилось к 15%. По оценкам демографов, эта тенденция сохранится. К 2030-м годам доля людей в «почтенном возрасте» может приблизиться к 20%. Молодёжи и молодых семей соответственно станет меньше. Так что жалоб соседей на скрипящие по ночам кровати мы, скорее всего, не услышим. А вот жалоб на отсутствие внуков и на одиночество будет больше.
Статистика не радует. Цифры, поступающие из загсов, говорят о том, что в этом году число родившихся по сравнению с началом прошлого года снизилось на 10%. Эти данные накладываются и на другие малоутешительные свидетельства: падает число заключаемых браков. Крики «Горько!» на свадьбах звучат всё реже. А ведь в вопросах любви мы уступали, пожалуй, только итальянцам и французам. В чём же дело?
Чиновники, отвечающие в правительстве за «скрип кроватей» по ночам, любят утверждать, что нынешние демографические проблемы России проистекают из трагических особенностей ХХ века. Революция, Гражданская война, массовая эмиграция, голод после насильственной коллективизации, огромные людские потери за годы Великой Отечественной и, наконец, сталинские репрессии (в ГУЛАГах дети не рождались) нарушили демографическую динамику страны. А ведь показатели рождаемости в царской России были предметом зависти для Западной Европы. Несмотря на высокую детскую смертность, население быстро росло. Темпы задавала сельская Россия. Браки были ранними. Незамужние «девки» считались редкостью, а четверо-пятеро детей в деревенской семье – нормой. Революция 1917 года сломала эту тенденцию. Демографический кризис затянулся на целый век.
C начала этого года усилилась тенденция и к сокращению числа браков. Это тоже мировая тенденция. Молодые люди (мужчины и женщины) общаются и получают радости плотской любви без печати о браке в паспорте и без заветного колечка на правой руке. Среди новых поколений это сегодня не считается большим грехом. По крайней мере в Европе, по моральным канонам которой (несмотря на все причитания об особом пути) живёт и наша молодёжь.
Стороники строгих нравов, Церковь, моралисты из Госдумы говорят о «падении нравов». Слов нет: нравы изменились. Но кроме «падения нравов» на демографические процессы влияют и другие факторы – экономические и социальные. Если в стране шестой год подряд падают доходы людей, это не может не влиять на мысли о том, «А способен ли я буду после женитьбы достойно содержать семью?», «Смогу ли поднять ребёнка и дать ему образование?». Ещё большее влияние оказывает страх потерять работу или не получить её после окончания учёбы.
Секс с противогазом
Немалое значение при выборе семейной стратегии имеет и знаменитый «квартирный вопрос». Времена, когда повзрослевшие дети многие годы продолжали жить с родителями и частично за их счёт, прошли. Но при нашей дороговизне жилья и невысоких заработках накопить на покупку квартиры крайне сложно. На Западе многие семьи чуть ли не всю жизнь обитают в съёмном жилье. Это считается нормой. У нас эта «норма» ещё не прижилась. Молодёжь опасается залезать в многолетние долги. И понятно почему. Перспективы развития страны в тумане, будущее неопределённо. Это повышает тревожность общества.
А тут ещё пошли разговоры о «пепле ядерной войны»... Какая тут любовь, какое зачатье? Тут впору в брачную постель ложиться с противогазом и бронежилетом.
Понимая, что нарастание демографических проблем может негативно влиять на такой чувствительный для власти вопрос, как «одобряем или не одобряем?», правительство пытается воздействовать на ситуацию посредством разного рода материальных стимулов. Население воспринимает это позитивно. Но в условиях высокой инфляции от этих «социальных россыпей» у людей реально остаются крохи. Сколько-нибудь чувствительного влияния на «сбережение народа» они не оказывают. Надежды на возобновление естественного (а не за счёт миграции) прироста населения остаются зыбкими.
А ты родил?
Политологи в этой связи высказывают опасения по поводу того, по какому пути пойдёт ещё неустоявшаяся российская демократия. По пути развития или по пути ревизии достигнутого? Старение населения негативно сказывается на состоянии гражданского общества. По ходу старения населения – а следовательно, и падения гражданской активности – в стране могут усиливаться (и уже усиливаются) консервативные тенденции. Стареющему, уставшему от жизненных невзгод человеку часто хочется вернуться в «счастливое прошлое» с его символами, мифами и монументами. И неудивительно, что в ряде регионов консервативные слои населения (чаще всего коммунисты) требуют вернуть народу памятники Сталину. Да и официальная пропаганда всё чаще заимствует лозунги советских времён. На этом фоне трудно ожидать политического омоложения власти. Как и новой динамики развития. Не получим ли мы ситуацию, когда за будущее России «в бой идут одни старики»? А главным лозунгом страны станет известное «шаг вперёд, два шага назад»?
Хотим мы этого? Если не хотим, давайте скрипеть кроватью! А вместо призыва «А ты записался в юнармейцы?» повесим по всей стране плакаты «А ты родил ребёнка?».