Кризис вертикали прогрессирует в стране в невиданной прежде форме: в России — бум на региональных Дедов Морозов. Их уже сейчас с десяток, да и другие традиционные новогодние персонажи, похоже, выходят из-под власти Великого Устюга. Чтобы понять, откуда берутся мятежные настроения, "Огонек" отправился в Олонец на традиционные игры Дедов Морозов
Олончане давно приметили: как только Деды Морозы приезжают — всегда оттепель. Слякотно и промозгло, но на главной площади 8-тысячного городка огромная, по местным меркам, толпа. Не то что весь район здесь — еще и соседние. Даже из Петербурга туристы приехали.
— Мы с мужем каждый год сюда ходим, хотя дети давно выросли,— признается пожилая олончанка Галина Петровна.— Сегодня были на юбилее в ресторане, так там специально сговорились начать пораньше, чтобы к пяти освободиться и пойти на праздник.
Действительно, не каждый день увидишь разом татарского "зимнего деда" Кыш Бабая, удмуртского Тол Бабая (различить их просто: у первого шуба зеленая, у второго фиолетовая), карельского Талви Укко в песцовой шапке и казачьего Деда Мороза, при кинжале, в папахе и эполетах. Вся эта компания под предводительством официального Деда из Великого Устюга и в обществе официальной же Костромской Снегурочки приехала в гости к Паккайне — местному олонецкому новогоднему персонажу, с которого 15 лет назад и пошла мода на Дедов Морозов регионального значения.
Рождение легенды
— После наших первых игр поступил звонок из Великого Устюга с осторожным таким наездом: почему, мол, вы всех приглашаете к себе в Олонец? А знаете ли вы, что в Великом Устюге есть главный Дед Мороз? Не знаете? А надо знать! — вспоминает директор олонецкого музея Наталья Николаева.
Собственно, поначалу не только в Великом Устюге не понимали, что это за Паккайне такой, но и в самом Олонце. Ну то есть слово всем знакомое, в переводе с карельского — это "морозец". Местные его так обычно и употребляют — в уменьшительно-ласкательной форме. А вот фольклорного персонажа такого отродясь не было. Его придумали в 1999 году, после одного проектного семинара.
— Нам нужна была идея, чтобы о нашем городке со славной историей снова вспомнили. А поскольку летом в Карелии и так туристы, то уклон сделали на зиму,— объясняет Наталья Николаева.— Потом решили, что герой должен быть еще и носителем национального колорита, похожим на типичного карела. Как в старых путевых заметках: невысокий, дружелюбный, с хитрецой.
В результате получилась очень странная легенда: мол, Паккайне — это молодой и неженатый олонецкий купец, который родился зимой в санях, аномально быстро вырос, много путешествовал, но при этом его портрет почему-то оставался жить в зеркалах и морозных окошках. А на свой день рождения 1 декабря Паккайне снова становится маленьким, но потом опять растет не по дням, а по часам.
Костюм у героя вполне карельский, с маленькой шапочкой и коротким плащом, что делает его похожим на участника фестиваля исторической реконструкции. А главное — нет бороды, поэтому Паккайне во плоти явили публике не сразу.
— Мы понимали, персонаж должен быть такой, чтобы как только его покажем, то сразу в точку. Так что первый день рождения прошел без него самого,— объясняет Наталья Николаева.
А бессменный Паккайне Валерий Куцабов на первых Олонецких играх Дедов Морозов 15 лет назад был просто одним из дедов.
— Если честно, пришел из-за футбола, где команда Дедов Морозов традиционно играет с правительством республики. Футбол для меня — святое,— признается он.
Валера --большой добряк и официальный почетный донор. По основной работе он педагог-методист в спортивной школе. На то, чтобы сделать Паккайне освобожденной должностью, как во многих других сказочных проектах, олонецких бюджетов пока не хватает.
В Великом Устюге долго присматривались. На игры Дедов Морозов в 2004 году даже прислали неофициальную делегацию — выяснять, не конкурент ли новый персонаж. Но поняв, что на общероссийское значение Паккайне не претендует, успокоились и стали всячески сотрудничать.
— В 2005 году в Устюге решили провести 18 ноября свой день рождения. Из сказочных персонажей приехали только Паккайне и якутский Чысхаан! — рассказывает Валера Куцабов.— Между прочим, и сочинский факел несли только два героя: российский Дед Мороз и Паккайне.
Новый персонаж постепенно прижился и начал обрастать инфраструктурой. У Паккайне появился свой уголок в городском музее и туристическая программа. Кукла Паккайне круглый год стоит в гастрономе "Хлеб-Соль". В гостинице продают тематические сувениры, а при встрече групп в костюм карельского Морозца облачается один из гостиничных работников. Дошло до того, что бренд попытались украсть
— У нас проект социальный и не было денег построить для Паккайне резиденцию,— говорит Наталья Николаева.— А в поселке Чална в соседнем Пряжинском районе у человека свой бизнес, он устраивает катания на собаках. И решил привлечь посетителей с помощью Паккайне, построил дом. Даже плакат с фотографией Валеры у дороги поставил. Люди путались, нам звонили.
Похитители даже придумали альтернативную легенду. Мол, карельскому Морозцу в Олонце наскучило, вот он и перебрался в Чалну. Олонецкие музейщики поехали разбираться. Встретили их в Пряжинском районе вроде хорошо, но за спиной попытались зарегистрировать интеллектуальную собственность. Тут уж представители Олонца поняли, что придется биться всерьез.
— Наша нищая администрация нашла деньги на регистрацию товарного знака. Мы обратились в республиканский минкульт. Пожаловались в Пряжинский район. В итоге удалось решить дело миром,— рассказывает Наталья.— Теперь у них в Чалне не Паккайне, а Талви Укко, то есть "Зимний Дед" по-карельски. У него на голове шапка из песца. Современные детишки его из-за этого постоянно спрашивают: ты что, дедушка, зверушек не любишь?
Национальные герои
Появление Талви Укко уже никого не удивило. Если Паккайне был первым национальным новогодним героем, то теперь их с десяток. Вторым стал Чысхаан, который по легенде живет на Полюсе холода в Оймяконе.
В неофициальной иерархии зимних персонажей он занимает одно из главных мест, поскольку отвечает за ритуал получения холода. В декабре в Якутск специально приезжает Дед Мороз из Великого Устюга. Они спускаются в пещеру среди вечной мерзлоты и якутский герой передает российскому льдинку. А тот везет холод к себе в Устюг, прямо как пасхальный огонь.
В плане поднятия национального самосознания Чысхаан, пожалуй, преуспел больше всех. Если приехать в Республику Саха в канун Нового года и посмотреть витрины магазинов, якутский персонаж встречается там не реже российского Деда. Кстати, когда в 2010 году Чысхаан единственный раз посетил Олонецкие игры, погода там опустилась почти до -30. Может, он и правда волшебный?
Есть у него в Якутии и конкурент, Эхээ Дьыл, называющий себя не иначе как "канонизированный якутский Дед Мороз" — видимо, в противовес Чысхаану. Зовут его Гавриил Спиридонович, он заслуженный работник культуры Республики Саха и доктор биологических наук, изобретатель особого градусника и специалист по зарядке воды.
После Якутии начался настоящий парад сказочных суверенитетов. У бурятов объявился "белый старец" Сагаан Убугун, в Туве поселился Соок Ирей. Салехард стал родиной ненецкого Ямал Ири. Правда, недавно многолетний Ямал Ири Андрей Шамс поссорился с руководством проекта и ушел в свободное плавание, став Дедушкой Ямалом. Полку новогодних персонажей очередной раз прибыло. Самое свежее приобретение — мордовский Дед Мороз — Якшам Атя.
Василий Пестряк-Головатый из Гатчины лет шесть назад провозгласил себя Всемирным казачьим Дедом Морозом. Василий Петрович — казачий полковник, он числится помощником гатчинского отца благочинного по социальным вопросам и, будучи инвалидом, бесплатно развлекает больных детей.
Даже в новогодних поздравлениях Пестряк-Головатый не забывает о патриотизме и духовности. Но вообще казачий Дед Мороз действует круглогодично и занимается тем же, чем и другие официальные казаки: навещает воспитанников кадетских корпусов, носит георгиевскую ленточку на День Победы и ездит с визитами в ДНР.
Татарстан, конечно, тоже не мог не поучаствовать в демонстрации национальной идентичности. Правда, тамошний Кыш Бабай — частный проект, изобретение одной казанской турфирмы. Самого опытного Бабая зовут Николай, но у него одна проблема — он русский. Так что когда надо общаться с детьми на национальном языке, на замену выходят дублеры. Зато на выездах Николай нарасхват.
Солиднее и самостоятельнее всех смотрится удмуртский Тол Бабай, у которого в последнее время появилась полноценная резиденция не хуже той, что в Великом Устюге. Муниципальное автономное учреждение "Усадьба Тол Бабая" зарегистрировано в селе Шакран по адресу улица Ленина, дом 14. А роль удмуртского Деда на выездных мероприятиях выполняет работник Шакранского дома культуры Валера, добродушный лысоватый мужчина в лыжных штанах.
— За основу образа взято тюркское божество Тенгрэ,— рассказывает он,— а легенду прорабатывали в республиканской Академии наук.
За несколько лет проект прошел путь от елки, у которой дедушка встречал детей, до целой усадьбы на 10 гектарах. Здесь работают 150 человек и принимают по 30 автобусов с туристами в сутки. К каждой группе прикрепляют персонального Бабая. Валере это не нравится:
— Этот поток все убивает. Ведь вся фишка была в том, что с каждым ребенком можно лично пообщаться.
Снегурочка на двоих
У русских новогодних персонажей конкуренция еще жестче, ведь выбор ограничен всем известным фольклором и потому невелик. Костромские снегурочки, например, два года назад чуть не дошли до суда.
— Сам проект изначально был частным,— объясняет руководитель "Терема Снегурочки" Сергей Ступаков.— Наши инвесторы получили права на бренд "Берендеева Снегурочка" еще в 2003 году. В 2008-м был построен терем.
Коммерсанты подошли к делу с размахом — в тереме имеется ледяная комната, где даже летом минусовая температура. Рядом — гостиница "Снегурочка", в общем — полноценный туристический объект.
Параллельно в 2004 году был утвержден уже государственный проект "Сказочная Кострома — родина Снегурочки", и появилась Снегурочка от городского управления культуры, ездящая на официальные мероприятия с Дедом Морозом из Устюга.
— Получилось, что государство бесплатно рекламирует Снегурочку, а пообщаться с ней можно только в коммерческом тереме,— объясняет казус создатель проекта "Сказочная карта России" Алексей Козловский. - Отсюда и конфликт.
Но в 2013 году государственная Снегурочка тоже получила резиденцию в здании бывшей фабрики-кухни, что здорово обострило конкуренцию. Частники не смогли договориться с городом, как делить образ. Тем более что глава администрации Костромы Виктор Емец прямо заявил: бренд должен принадлежать муниципалитету. Коммерсанты угрожали судом — как-никак первыми были они.
Сейчас спор вроде бы уладили. Теперь считается, что Снегурочка одна, в резиденции она работает, а в тереме живет. Обе стороны согласовывают мероприятия, чтобы сказочный персонаж не появлялся в двух местах одновременно. Официальным лицом все-таки стала городская Снегурочка. Но Дед Мороз отчасти легитимизирует и альтернативный проект.
— Три-четыре раза в год к нам приезжает Дед из Великого Устюга, и останавливаться он, кстати, предпочитает у нас в гостинице,— хвастается Сергей Ступаков.
Только помирились Снегурочки, как поссорились Матушки-Зимы. Вообще этот персонаж официально с 2012 года живет в Яренске Архангельской области, но теперь свою резиденцию Зимы обустроили в Володарске под Нижним Новгородом.
— У нас на территории красивый русский терем и хотелось сделать что-нибудь новогоднее,— объясняет замдиректора Володарского музея Татьяна Панкратьева.— Дед Мороз он в Великом Устюге, мы на него не покушаемся, но Яренск этот — такой же, как у нас, провинциальный городок, да и домик их проигрывает нашему терему.
Нежданных конкурентов обнаружила в интернете завотделом Яренской администрации Наталья Рочева и пришла в ярость.
— Они все наши программы и идеи скопировали,— возмущается она.— Даже на фотографиях была наша Зима, а это ведь конкретный узнаваемый человек. Та, кстати, еще и жена нашего юриста. Он стал им письма писать. Мы обратились в областное агентство по туризму. Фотографии в итоге удалили. Но если будут продолжать в том же духе, придется судиться.
Для Яренска право на Зиму — вопрос выживания. Только благодаря резиденции в этом старом северном селе впервые появились туристы. Между прочим, 15 тысяч человек в год, что для населенного пункта на 4 тысячи жителей совсем не шутка.
— А раньше к нам вообще никто не ездил,— признается Наталья.
Кстати, в борьбе за турпоток Зима работает даже летом. Однажды к ней даже устюжский Дед Мороз с официальным визитом приезжал 8 июля.
Главный Дед
Самым первым официальным зимним персонажем в стране был, конечно, Дед Мороз. Но не из Великого Устюга, как многие думают, а из Лапландского заповедника, в Мурманской области. Живет он там с 1997 года и приносит природному объекту почти половину туристов. Но после появления в 1999-м устюжской резиденции работники заповедника не стали отстаивать свое первенство.
— У них в Устюге коммерческий проект, а у нас бюджетный, какая там конкуренция? — разводит руками замдиректора заповедника Юлия Евсеева.— Но знаете, некоторые посетители говорят, что им у нас больше понравилось.
Правда, была достигнута договоренность по разделу новогодней корреспонденции. Если ребенок пишет просто Деду Морозу, письмо отправляется в Устюг, а если "Деду Морозу в Лапландию", то в Мурманскую область.
В официальных мероприятиях по России Дед из заповедника не участвует. Зато общается с финскими Санта-Клаусами, благо до них тут ближе, чем до Вологды или Костромы. С Дедами Морозами, появившимися позднее, в Устюге и вовсе не церемонятся. Например, там демонстративно не признают существование Уральской резиденции Деда Мороза, да и ко всем сказочным проектам относятся ревниво.
— Директор Деда Мороза в Устюге Вера Воробьева вполне может позвонить в какую-нибудь новую резиденцию и рассказать о том, что они эксклюзивные "дедморозовцы", хотя у них права только на товарный знак "Великий Устюг — родина Деда Мороза", а не на самого волшебника,— объясняет Алексей Козловский.— Когда мы начали делать "Сказочную карту", сразу позвонили из Устюга: вы же понимаете, что главный сказочный герой — это Дед Мороз. А я не понимаю. По мне скорее Илья Муромец главный.
Алексей, впрочем, давно и открыто Устюг не любит. Еще в 2004 году, работая в префектуре Юго-Восточного округа Москвы, он занимался устройством московского филиала вотчины в Кузьминках.
— Сделано все было в приказном порядке. Пять соседствующих с парком районов просто обязали взять шефство над проектом,— рассказывает Козловский.— Великий Устюг всегда держался за счет административного ресурса — это проект Позгалева и Лужкова. Никакого серьезного обоснования, почему резиденция Деда Мороза должна быть именно там, придумано не было. Просто место чем-то понравилось, его и назначили.
Людмила Швецова, отвечавшая в лужковской мэрии за социальную политику, посылала в Устюг целые поезда со школьниками, обеспечивая устойчивый турпоток. И хотя Лужков давно не московский мэр, а Позгалев не вологодский губернатор, кое-что до сих пор делается по инерция. Например, контактный зоопарк в Великом Устюге по-прежнему принадлежит Москве, и столица тратит десятки миллионов в год на его содержание.
Деды Морозы на условиях анонимности признаются, что последнее время народу в Устюге все меньше. А тут еще Олимпийскую резиденцию Деда перевезли из Сочи в Вологду, и поговаривают, что новый губернатор области Кувшинников собирается перетягивать туристов туда.
По всей стране открываются новые резиденции Деда Мороза, с Устюгом никак не согласованные. Вот только свежие адреса из новостей: Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Иркутск. Авторитет перед прочими Дедами тает как прошлогодний снег. Тем временем поднимает голову Урал. Недавно тамошняя резиденция даже подала в суд на Деда, обосновавшегося в одном из екатеринбургских парков. Якобы за нарушение авторских прав.
— Зато устюжский Дед Мороз — единственный сказочный персонаж, у которого есть официальный райдер,— говорит Алексей Козловский.
Так, Дед требует себе комфортабельный одноместный номер в гостинице с кроватью не меньше 2 метров в длину, что обусловлено параметрами дедушки. В летнее время просят автомобиль с кондиционером (видимо, чтобы не растаял). А "для удобства перемещения по оживленным улицам больших городов и соблюдения временного интервала возможно сопровождение машин ГИБДД". Какой представитель вертикали власти не любит проехаться с кортежем?
Труженики бороды
На днях омские журналисты сделали сенсационное разоблачение: Дед не настоящий! Пока официальный Дед Мороз из Великого Устюга зажигал новогоднюю елку в Омске, другой официальный Дед Мороз из Великого Устюга, как оказалось, нанес визит в Рязань. Раскроем тайну, Дедов Морозов в Устюге вообще трое. Правда, они разделены по регионам, чтобы дети каждого конкретного города всегда видели одинакового Мороза. У государственной Снегурочки и Матушки-Зимы тоже есть дублерши. А Паккайне понемногу растит себе преемника и собирается потихоньку выпускать его в люди.
Говорить об этом в сказочном мире категорически не принято. В антураже или без оного артист на все вопросы будет отвечать по-разному. Надев костюм, Валера превращается в Паккайне и на "Валеру" больше не откликается. Без сказочного образа добросовестные артисты называют себя не иначе как помощниками Деда Мороза, Снегурочки или Паккайне.
В Олонец представители Устюга Андрей и Сергей приехали вдвоем и принципиально не признаются, кто из них Дед. На самом деле угадать несложно. Во-первых, Андрей существенно крупнее — это здоровенный детина, со шрамом на руке, больше похожий на мясника. Во-вторых, именно он занимает в гостинице номер люкс, как и положено представителю вертикали.
Раньше официальным Дедом Морозом был актер Дмитрий Назаров. Он тоже держал дистанцию между собой и образом, хотя не всегда выдерживал. Например, благодаря тому, что Назаров болеет за "Спартак", главный Дед страны тоже стал спартаковским фанатом.
— Нынешний стандарт ввел уже следующий дед, Олег Памятов, у него это доходило почти до раздвоения личности. Ему звонят журналисты, он говорит, что позовет Деда Мороза, выходит, возвращается в образе и общается уже как Дед,— вспоминает Алексей Козловский.— Это настоящий артист, говорит на нескольких языках. Потом его отодвинули, взяли ребят попроще. Но до сих пор в особенно ответственных случаях, например с президентом встретиться, приглашают Олега.
А вот казачий Дед Мороз Василий Петрович во время пресс-конференции в образе вполне может пожаловаться, что у него пенсия маленькая.
Если сказочные персонажи с верховенством Великого Устюга мирятся, то многих обычных Дедов Морозов второстепенное положение вечных помощников устраивает все меньше.
— Не должно быть в нашем деле никакой монополии,— уверен Михаил Курганов из Петрозаводска, администратор ни много ни мало "Партии Дедов Морозов".
Михаил, кстати, первый из всех российских Дедов поехал защищать честь страны на международной арене, на соревнованиях Санта-Клаусов в Дании, а потом в Швеции и в Норвегии. Официальный дедушка в ту пору был слишком занят внутренними делами.
— Наша Гильдия Дедов Морозов им. Ф.А. Хайрудинова вообще существует гораздо раньше вотчины в Устюге. В Пензе мы работаем уже 50 лет,— рассказывает Дед с 45-летним стажем Борис Лисач.— В Пензенской области цены на услуги Деда фактически устанавливаем мы. Получается не дешевле, чем в Москве.
Каждый год 11 января гильдия проводит официальное собрание, без бород. В этот день Деды пьют только пиво, подводят итоги года и принимают новых членов. А если кто нарушил правила, например матерился в детском саду или пришел к детям пьяным, того немедленно исключают. Устанавливают и собственные праздники, например прощание с елкой.
В гильдии устюжское главенство не признают на корню и вообще считают, что Дед Мороз родом из села Студенец Пензенской области. На днях члены организации объявили о создании уже Всероссийской гильдии Дедов Морозов и теперь планируют показать Устюгу, кто здесь главный.
— Хорошая инициатива: больше Морозов хороших и разных! — считает Михаил Курганов.
Выходит, партии и профсоюзы бросили вызов вертикали. Теперь главный вопрос: чью сторону займут региональные элиты в лице Бабаев и Чысхаанов.