Как «1С» умудряется расти в кризис, зачем она занялась обучением детей и помогает ли ей новая антизападная государственная политика — обо всем этом РБК рассказал основатель компании Борис Нуралиев.
— Мало не только российских. Английских разве много? Назовите хоть одну английскую программу или канадскую ERP-систему (систему управления предприятием)? Я-то знаю, как профессионал, но вы не назовете. Американских программ несравнимо больше, чем любых других.
В России из 70 млн работающих граждан — около 1 млн айтишники. Треть из этого миллиона — специалисты 1С, треть — сисадмины, остальные — кто игры пишет, кто системы для госорганов, кто на зарубежных заказах специализируется. В Англии доля IТ-специалистов среди работающих вдвое больше, но при этом Англия не очень известна в качестве экспортера информационных технологий. Так что Россия не в таком уж убогом положении, как может показаться.
— Компания «1С» — крупнейший российский разработчик софта, но и она уступает на главном для себя рынке — ERP-систем — немецкой SAP, если ориентироваться на последние данные IDC. За 2013 год доли в денежном выражении в России оценивались в 30,5 и 49,9% соответственно.
— Что касается долей рынка. В чем измерять? Замеры во внедрениях в штучном выражении — это очень сложно, это же не автомобили посчитать. ERP-системы слишком разные как с точки зрения масштабности, так и с точки зрения стоимости. Поэтому мы предпочитаем говорить о рабочих местах — как в девелоперской сфере, где считают не количество строений, а сданные квадратные метры. У нас с зарубежными коллегами разное ценообразование. В упомянутом вами 2013 году у них лицензия на одно рабочее место стоила порядка $2 тыс., у нас — примерно $150. Поэтому из данных IDC следует, что около 83% от всех автоматизированных за год рабочих мест — наши. Но расслабляться не приходится.
— В 2014 году ваши позиции укрепились или наоборот?
— Прошлый год для российской экономики был очень тяжелым, фактически мы имеем жизнь до и после. Лицензий мы продали несколько меньше, чем в 2013 году, все-таки кризис в стране. Если обычно у фирмы «1С» декабрь — это пик продаж, то в 2014-м это был «черный вторник», растянувшийся на месяц. По итогам 2014 года наша выручка в рублевом выражении выросла примерно на 7%.
— Cnews Analytics по итогам 2013 года оценивал вашу выручку в 32 млрд руб. При росте на 7% получается около 34 млрд. Это похоже на правду?
— Я не спорю с этой оценкой и не подтверждаю ее.
«1С» и бухгалтерия — это как «слава КПСС»
— Бизнес-модель «1С» нетипична для IT-рынка. У вас есть головная компания, которая занимается разработкой технологической платформы и типовых бизнес-решений, а есть партнеры-франчайзи и совместные предприятия, которые занимаются внедрениями и продажами. Расскажите, сколько у вас сейчас партнеров?
— Партнерские модели — одна из главных находок в нашем бизнесе. У нас несколько форм партнерства, которые полностью оправдали себя. В головной структуре «1С», которую я возглавляю, мы занимаемся как дистрибуцией чужих программ, например Microsoft, так и разработкой «1С: Предприятия» — собственной платформы и типовых бизнес-решений, а наши партнеры продают их и «допиливают» под конечных клиентов. Сейчас у «1С» более 10 тыс. постоянных партнеров в 600 городах 25 стран. У нас больше 6,7 тыс. франчайзи, причем из тех, кто начинал строить бизнес с «1С» до 1997 года, до сих пор успешно работает 87%. Партнерам мы оставляем 50–55% стоимости «коробки» и почти всю стоимость услуг.
Еще одна часть нашей бизнес-модели — совместные предприятия, их порядка 200. Суммарно они дают больше выручки, чем центральная «1С». Раньше мы делили доли в юрлицах 50/50, сейчас оставляем себе 51%, партнеру — 49%, что позволяет нам полностью приписать группе компаний успехи совместных предприятий при консолидации по МСФО.
— Какие точки роста на рынке вы видите?
— Растет, к примеру, наша интегрированная система 1С: ERP 2.0, которую мы выпустили в декабре 2013-го. Она предназначена в том числе для больших компаний со штатом более 50 тыс. сотрудников и более 10 тыс. автоматизированных рабочих мест. Благодаря этому запуску выручка «1С» в корпоративном сегменте за 2014 год выросла на 63%. Ее внедряют уже более 400 компаний, в том числе «Евраз», «Вертолеты России», предприятия холдингов ОАК, ОДК.
Активно развивается направление бухгалтерского обслуживания. Мы ведь исторически очень сильны в учете, в методологии. C точки зрения рыночного доверия «1С» и бухгалтерия — это такое же устойчивое словосочетание, как «слава КПСС».
Новые перспективные и быстрорастущие для нас направления — аренда софта и особенно утроившийся за год SaaS (использование бизнес-приложений в формате интернет-сервисов). Мы вообще видим, что рынок движется от разовой продажи программ в сторону регулярно оплачиваемых сервисов.
— Какие IT-направления вас сегодня увлекают?
— Конечно, самое модное и востребованное сейчас — это интернет и мобильные технологии. Вообще, когда интернет получил массовое распространение и началась мода на облачные решения, разные доброжелатели говорили, что «1С» конец, потому что интернет — убийца посредников, а мы работаем через партнеров. Но мы не стали менять партнерскую модель или затевать какие-то отдельные разработки, хотя китайцы и говорят, что на чистом листе бумаги можно написать самые новые, самые красивые иероглифы. Мой брат Сергей Нуралиев, руководитель разработки и главный архитектор системы «1С: Предприятие», сумел организовать доработку платформы так, что облачной стала вся система. Наша технология «Фреш» позволила ранее разработанные бизнес-решения «1С: Предприятия» эффективно использовать в облачном варианте, через интернет.
И с партнерской моделью мы оказались правы. Смотрите, ERP-системы нужно настраивать, кастомизировать — это реальное требование бизнеса. В стране 300 тыс. специалистов внедряют и настраивают наш деловой софт. Куда это все денется? В самой фирме «1С» примерно 1000 человек — интернет, конечно, повышает производительность, но не в 300 же раз.
Поэтому у нас хорошо растет проект «1С: Аренда ПО»: мы лицензируем партнерам права, а они разворачивают «1С: Предприятие» в каком-нибудь дата-центре и дают к нему доступ пользователям через интернет. Сейчас это, наверное, самый крупный в России облачный проект в сфере автоматизации бизнес-процессов. Арендой «1С: Предприятия» уже пользуются больше 28 тыс. клиентов — это только те, кто постоянно платит, а не «зашли попробовать».
— Пользователей каких технологий — облачных или классических — сейчас больше?
— У обычного «1С: Предприятия» пользователей на порядки больше. Многие опасаются отдавать свою базу данных в чужое облако, очень многие уже настроили систему у себя в организации и не хотят ломать устоявшиеся процессы. Для таких у нас есть безоблачное решение — сервис «1С: Линк». С его помощью пользователи могут через интернет дистанционно подключиться к своей системе, которая стоит у них в офисе или, наоборот, спрятана у тещи в кладовке. Баз данных никуда отдавать не надо, мы у себя ничего не храним.
— А мобильные технологии пользуются спросом?
— Наша платформа с 2013 года позволяет создавать приложения для iOS и Android. Посмотрите на iTunes и Google Play, там их уже десятки. Например, есть мобильное приложение для автоматизации управления небольшой фирмой, и у него уже тысяч 20 пользователей. Есть программы для приема заказов, управления складом и инвентаризации со сканированием штрих-кодов, есть даже программа для учета диких птиц.
— Игровое подразделение приносит вам около 40% общего дохода. В 2010–2011 годах «1С» провела серию слияний и поглощений в игровой сфере. Планируете развивать это направление?
— Мы продолжаем инвестировать в уже существующие проекты, возможно, в новые, но покупать целиком студии не планируем. У нас два ключа к успеху — индустриальный подход и ориентация на работу через партнеров. Когда у нас сформировалась большая партнерская сеть, мы начали заниматься играми и массовый рынок их стал покупать. Да, у нас остается наша успешная и любимая игра для взрослых — «ИЛ2. Штурмовик», «хардкорный» симулятор полета на самолете. Но сейчас игры перестают быть софтом, они стали медиа, ушли в интернет. Там другие способы монетизации, успех в основном зависит не от технологий, сюжета и геймплея, а от социальной инженерии. Я отношусь к игровым проектам как к чисто инвестиционным, а управляет ими менеджмент дочерних компаний.
«Основная задача — увлечь детей»
— Вы развиваете образовательное направление. Это заработок или благотворительность?
— В нашей отрасли самый главный ресурс — кадры. Я люблю говорить, что компьютерная программа состоит из 0 и 1, и их запас в природе не ограничен, никаких лицензий на программистскую работу не надо. Хочешь написать программу лучше, чем у Microsoft или чем у «1С»? Садись и пиши. Поэтому одна софтверная фирма от другой отличается только тем, каких людей они набрали и как организовали их работу.
Так что система образования для нас важна как источник наиболее ценного ресурса. За годы мы построили бизнес по образованию взрослых. Если на «1С: Предприятии» программируют 300 тыс. человек, то только для ротации нужно готовить по 30 тыс. в год, а ни один университет столько не обучит. В итоге мы создали сеть партнерских учебных центров, всерьез работают примерно 400. В год мы учим порядка 75 тыс. взрослых. А теперь активно взялись за детей.
— То есть вы решили в прямом смысле выращивать кадры?
— В том числе. Основная задача — увлечь детей, чтобы им стало интересно идти не в чиновники или финансисты, а в программисты. Это как-то нужно в детстве заложить, потому что в студенчестве уже бывает поздно. Безусловно, в обучении детей есть и социальный аспект. Однако для наших партнеров — учебных центров — это возможность дополнительного заработка. Группа детей им сейчас приносит денег не меньше, чем группа бухгалтеров.
Система работает по принципу кружков технического творчества. В основном занимаются дети лет 12 и чуть старше. Есть несколько курсов, в рамках которых школьники, например, пишут на Java свои первые программы вроде игры «Ну, погоди!», а потом с радостью хвастают ими. После базовых идут курсы алгоритмики и олимпиадного программирования. Дети в восторге, а родители с готовностью платят, потому что многие понимают перспективность и важность программирования.
Сейчас в год через нас проходит около 6 тыс. детей. Из 400 сильных учебных центров школьников обучают в 170. Будем активно развивать это направление.
«Никаких государственных решений за год принято не было»
— В прошлом году Ассоциация отечественных разработчиков программных продуктов активно выступала с предложением принять подзаконные акты, регламентирующие госзакупки софта. Есть результаты?
— Ситуация довольно сложная для нас. Импортозамещение было ключевой темой в речи президента страны на Петербургском экономическом форуме в мае 2014 года: программное обеспечение он упомянул первым в перечне направлений. Но в отличие от пищевой промышленности, например, никаких государственных решений в сфере IT за год принято не было. То есть посыл был, что немаловажно, но конкретных указаний не было.
При этом у зарубежных-то коллег свои сбытовые планы. Они услышали посыл — и утроили свои усилия на рынке, машинка продаж у них отстроена. А нам стало тяжелее. Я буду рад, если удастся в этом году хотя бы сохранить то соотношение, в котором мы находились в 2013-м. Цены на лицензии у нас в отличие от иностранных конкурентов — в рублях, чтобы удержать 30,5% рынка в условиях резкого роста курса, нам нужно увеличить долю в количестве лицензий, что не так просто.
Никаких барьеров для западных технологий нет. Компьютерные программы обычно не нужно разгружать с пароходов или хранить на таможенных складах. НДС нет, таможенной пошлины нет. Американская программа запускается одним щелчком мыши — точно так же, как российская. Поэтому у нас всегда была и будет конкуренция международного уровня. Никто не будет покупать решение «1С» только за то, что оно отечественное. Патриотизм есть, но в определенных пределах.
Раньше многие клиенты не очень хвастались тем, что работают на 1С, теперь это становится модным и они не стесняются говорить, что используют отечественный продукт — уже какой-то плюс от курса на импортозамещение.